Смелая асимметрия в сочетании с классическим силуэтом корпуса и смешанным гафельно-бермудским парусным вооружением.
Дело было вечером...
В далеком 1945 году в адрес мистера Лауэра-Леонарди, редактора журнала "The Rudder" (старейшего и наиболее авторитетного журнала о яхтинге в США), пришло письмо от яхтенного дизайнера Уильяма Гардена с комплектом чертежей.
Письмо было вскоре опубликовано в ноябрьском номере журнала с вдохновляющим примечанием от редактора и не менее вдохновляющим текстом разработчика (далее в моём переводе).
Как построить "Июньского жука"
18 футовая "кошачья" шхуна для парней от Вильяма Гардена.
ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА. Когда чертежи «Июньского жука» легли нам на стол, мы оказались под действием искусной магии перевоплощения: утратив всякую связь с реальностью, мы погрузились в мечты и стали подростками. Перед внутренним взором побежали красочные картинки из «Гекльберри Финна» и «Тома Сойера».
Вновь став мальчишками, мы увидели себя строящими «Июньского жука». Пустяковое дело: надёжный друг, несколько простых инструментов, смекалка и изобретательность при добыче стройматериалов — и добрый кораблик начинает приобретать форму. Нас окружает привычная команда «тротуарных экспертов», которым всё известно лучше, они щедро раздавали нам ценные советы даром. На заднем плане едва заметные лица взрослых, покрытые снисходительными ухмылками, оскорбительно покровительственными, если их замечаем.
И вот уже день спуска на воду... Плавание, исследование укромных уголков береговой линии. Немного воображения — и мы становимся Магелланами и Колумбами. С помощью красного платка-банданы легко превращаемся в головорезов-пиратов и атакуем враждебный берег соседа-фермера, который наивно полагает, что арбузы принадлежат ему...
Уильям Гарден оказал услугу многим мальчишкам, придумав своего "Июньского жука". Его чувства хорошо выражены в письме, сопровождавшем комплект чертежей, мы приводим его здесь полностью.
***
Уважаемый мистер Лауэр-Леонарди! За последние несколько лет было опубликовано множество чертежей для юниоров и молодых моряков, интересующихся монотипными классами, но ничего для парней, любящих совершать круизы и исследовать местность дальше, чем в паре миль от дома.
Я полагаю, что важная половина подготовки молодого моряка проходит вдали от спасательной шлюпки яхт-клуба, которая чуть-что поспешит на помощь и отбуксирует домой. Я не могу представить себе лучшего опыта для пары парней, чем несколько дней в самостоятельном плавании, ибо тогда им придётся полностью полагаться на собственное суждение. Интересно, не слишком ли много внимания уделяется развивающим занятиям, где юноша безнадежно проигрывает, если у него нет доступа к солидному банковскому счету?
По моему опыту, гонки в классах создают молодого моряка, который ходит под парусом только ради соревнования и редко выходит в море без другой лодки, книги правил и полного трюма кока-колы. Они так много упускают, что, я думаю, следует подчеркивать возможности круизинга на небольших лодках, ибо, на мой взгляд, нет такого вида спорта, который мог бы сравниться с ним в воспитании самостоятельности и духа приключений.
"Июньский жук" был начерчен для ребят, которые строят свои кораблики одновременно со строительством нового дома по соседству, а не для тех, кто может выпросить у папы деньги на лодку. Её постройка не превосходит возможностей молодого человека, умеющего обращаться с инструментами, и как же много удовольствия можно получить от этого предприятия!
Несколько лет назад я спроектировал похожую шхуну, и она доставила своим юным владельцам столько радости, что я думаю, многие мальчишки найдут в ней воплощение своей заветной мечты.
Искренне Ваш, Уильям Гарден.
Чертежи
Я не могу сказать, полный ли это комплект чертежей. Но для более-менее подготовленного строителя он достаточен. Разработчик даёт следующие указания:
Я рекомендую обшить её кедром, скажем, 5/8″ или 3/4″ (около 16 или 19 мм) для днища — этой прекрасной и моей любимой древесиной. Но также можно использовать фанеру: 1/2″ и 1/4″ (12 и 6 мм) для днища и бортов соответственно.
Вы будете строить её вокруг семи шпангоутов, вероятно, вверх килем, а затем перевернёте после обшивки и конопатки корпуса или оклейки стеклотканью, если используется фанера (стеклоткань уже производилась в то время).
На чертеже показан стационарный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Но небольшой подвесной мотор тоже должен встать хорошо в корме, если сделать шпангоут №7 водонепроницаемой переборкой. Внутренний балласт можно перемещать, чтобы компенсировать любые изменения в распределении веса.
Примечание: Уильям Гарден также спроектировал 24-футовую шхуну-кэт с транцевой кормой по схожей концепции и опубликовал её десять лет спустя, в сентябрьском выпуске «The Rudder» за 1955 год. Оригиналы чертежей хранятся в музее Mystic Seaport, живущие поблизости счастливчики могут заказать там их копии.
Персоналии
Обращаю внимание, что один из героев этой статьи — урождённый москвич. Попробуйте угадать, это Гарден или Лауэр-Леонарди? :)))
Уильям Гарден (William Garden)
5 ноября 1918 — 29 апреля 2011. Создал более 650 проектов судов, главным образом парусных, в том числе: Mariner 36, Gulf 40, Formosa 51 и CT 41. Судостроение изучал в Технической школе Эдисона. К 24 годам спроектировал более 50-ти судов. В 1943 году был призван на военную службу, служил на судоремонтной верфи ВМС США на Аляске, как он сам говорил: «Я был единственным человеком в армии, занятым тем, что любит делать». Демобилизовался в 1946 г. Открыл свою проектно-дизайнерскую контору в Вашингтоне. В конце 1960-х годов переехал в Канаду, где приобрёл собственный остров и продолжил работу над проектами. В 2006 году был награждён Орденом Канады (высшей наградой страны) в знак признания высоких результатов работы в должности военно-морского архитектора и морского инженера.
Борис Лауэр-Леонарди (Boris Lauer-Leonardi)
Покинул Россию во время революции 1917 года. Спустя годы стал главой издательской компании Poseidon в Нью-Йорке. В течение 22 лет, с 1942 по 1964 год, был редактором The Rudder, старейшего в Америке журнала о яхтинге. В этом издании он прославился своими необычными ежемесячными редакционными статьями. В 1966 году Poseidon опубликовала сборник этих статей под названием «Прослушивания».
Мистер Лауэр-Леонарди родился в Москве. Когда началась революция, он вместе с овдовевшей матерью бежал из страны без гроша в кармане. Годы скитаний прошли в Италии, Германии, где учился в колледже, в Финляндии, на озёрах которой он ходил под парусом, в Мексике и, наконец, в 1924 году он прибыл в Соединённые Штаты.
Это были трудные годы, когда он перебивался случайными заработками. В 1941 году мистер Лауэр-Леонарди начал работать в The Rudder помощником редактора, а в следующем году стал редактором. Он увлекался всеми видами лодок. Однако его особой любовью были круизные парусники — не столько как средство для участия в гонках, сколько как способ просто побыть на воде. Он был членом Нью-Йоркского яхт-клуба и бывшим членом яхт-клуба Порт-Вашингтона (Лонг-Айленд).
Что я думаю об "Июньском жуке"
Интересный микс классических и нетиповых решений. Лодка, которая наводит на размышления о достоинствах, недостатках и компромиссах. Я вижу большую работу проектировщика над концепцией. Эта лодка меня вдохновляет. И она точно подходит для реки (моей главной акватории), особенно если делать ставку не на лавировочные качества при движении против ветра и течения, а на двигатель. Кого заинтересовал этот проект, предлагаю обсудить его в комментариях.