Этот человек для многих стал открытием года. И мое открытие тоже. Хотя что нам еще сулит год 2026-ой?..
Все-таки как бы мы не сопротивлялись, старая классика звучит в ХХI веке иначе. И это новое звучание делают для нас дирижеры новой формации. Они способны показать оркестру (а потом уже залу), как привычное может быть ошеломляюще новым и неожиданным. А ноты-то те же! Но никакой «мертвечины»!
Маэстро новейшей эпохи и сами не лыком шиты. Пару-тройку таких мы имеем в своей стране (писала о них не однажды). Они экспрессивны, элегантны. Они сами создают легенды о себе, не гнушаясь фан-группами, промо-видео и мини-скандалами. Это, однако, мировой тренд, как выяснилось, а не отечественное know-how.
Некоторые представители этого тренда, кажется, не без легкой придури. Но это не мешает нам восторгаться их работой, или, говоря, маркетинговым языком, их продуктом. «Продукт» их производства стоит дорого. Чай не овес.
С представителем этого поколения музыкальных новаторов познакомимся поближе.
Его имя звучит с ударением на последний слог (французский манер Монреаля) Янник Незе-Сеген (Yannick Nézet-Séguin). Канадец. Значит, из эмигрантов. Не удивлюсь, если у него польские корни.
Нетрадиционной ориентации, которую не скрывает. Да и Вики об этом же. Смаковать не будем - просто факт.
И вот Венская филармония и самый знаменитый оркестр мира выбирают его дирижировать тем концертом, который со всех радаров традиционно слушает весь мир, одуревший от новогодней ночи (нет, от стола).
Янник Незе-Сеген - музыкальный руководитель Метрополитен-оперы (не исключаю, выбор Янника на этот пост связан с надеждой не повторять скандала с предыдущим маэстро, которого оперные певицы дружно обвиняли в sexual harassment) и руководитель Филадельфийского оркестра.
В знаменитый Золотой зал Вены он выбежал 1 января 2026 г. без форменных полосатых брюк и пиджака Венского оркестра. Вместо бабочки у него бриллиантово-сапфировый глаз, в ухе, кажется, тоже что-то очень драгоценное. Улыбчивый, горячий, взрывной. Заряжающий, как мощная батарейка. Это еще ничего. Бывает, он проводит репетиции мирового уровня оркестров в шортах и майке. И тоже ничего.
Зал Золотой замер, но только на миг. Дальше всех объединила причастность к уникальному явлению современности.
Программа очаровательных «легких» (не обманываемся!) венских вальсов несла в себе неожиданную экспрессию, новое настроение, эмоциональный сюжет.
Вот это «новое» ничем не заменить, простите.
Это был не конвенциональный качественный новогодний концерт, это был радостный спектакль для всех - в зале и вне его. Мир устал от всего «конвенциального»…
…А уж Марш Радецкого?! Кажется, многие слетаются со всего мира ради этого момента - похлопать от души, купив билеты за несколько сотен евро в партере. Незе-Сеген и здесь угодил: буквально поднял публику, пошел по рядам, целовался с оркестрантами. Он был неподдельно счастлив. Бюргеры были довольны. Чрезвычайно. И мы. Нет, надо послушать-посмотреть концерт в третий раз.
Зал был буквально завален цветами. Шик. Роскошь. Запах роз транслировался тоже.
Оркестранты не подкачали: надели кепки машинистов (брюки в полосочку остались данью традиций), фуражки станционных смотрителей, свистели в свистки разных калибров, стучали всеми мыслимыми молоточками и даже обитыми кожей строительными мастерками. Шоу так шоу! Праздник, друзья. Праздник завидный.
Программа была тоже с нюансами. В духе времени включили музыку двух дам: польку Йозефины Вайнлих (1848-1887), создавшую в Вене первый женский квартет, а потом камерный оркестр, которым сама и дирижировала (одна из первых в мире женщин-дирижёров!), и «Радужный вальс» Флоренс Прайс (1887-1953), композитора афро-американского происхождения.
Вот так, господа, рушатся устои. Со вкусом. И нюансами.
Такое начало у Нового года. Без бабочек и полосочек. Обещает?
©️ Мила Тонбо 2026
🎶 Отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли отечественных и зарубежных постановщиков в подборке «Театральная гостиная»