Найти в Дзене
Перемотка

Как СССР намекали Китаю с помощью мультика? Или история запрета кота Леопольда

Иногда ловлю себя на странной мысли. Мы так уверенно считаем советские мультфильмы чем-то незыблемым, будто они всегда были и никуда бы не делись. Как березы за окном или утренний чай на кухне. А ведь многие из них прошли по очень тонкой грани. И кот Леопольд - как раз из таких историй. Да, тот самый вежливый, интеллигентный кот с фразой, которую мы потом повторяли детям, соседям, а иногда и начальству. «Ребята, давайте жить дружно». Звучит безобидно и почти наивно - фраза стала крылатой. Но в середине 70-х именно эта наивность и стала проблемой, причем настолько серьезной, что первый мультфильм про Леопольда просто положили на полку. И вот тут всегда хочется сказать - могли бы мы вообще его не увидеть, будь цензура чуть настойчивее. Дебютная серия «Месть кота Леопольда» вышла в 1975 году и с самого начала выглядела не так, как привыкли видеть детскую анимацию. Уже титры - мрачные, с подтеками, почти как из фильма ужасов. Музыка напряженная, интонация тревожная. Никаких тебе солнечных
Оглавление

Иногда ловлю себя на странной мысли. Мы так уверенно считаем советские мультфильмы чем-то незыблемым, будто они всегда были и никуда бы не делись. Как березы за окном или утренний чай на кухне. А ведь многие из них прошли по очень тонкой грани. И кот Леопольд - как раз из таких историй.

Да, тот самый вежливый, интеллигентный кот с фразой, которую мы потом повторяли детям, соседям, а иногда и начальству. «Ребята, давайте жить дружно». Звучит безобидно и почти наивно - фраза стала крылатой. Но в середине 70-х именно эта наивность и стала проблемой, причем настолько серьезной, что первый мультфильм про Леопольда просто положили на полку.

И вот тут всегда хочется сказать - могли бы мы вообще его не увидеть, будь цензура чуть настойчивее.

Первая серия, от которой у цензоров дернулся глаз

Дебютная серия «Месть кота Леопольда» вышла в 1975 году и с самого начала выглядела не так, как привыкли видеть детскую анимацию. Уже титры - мрачные, с подтеками, почти как из фильма ужасов. Музыка напряженная, интонация тревожная. Никаких тебе солнечных полянок и хороводов.

-2

По сюжету кота доводят мыши. Не слегка, а по-настоящему. Он идет к врачу, получает диагноз «слишком добрый» и принимает препарат с говорящим названием «Озверин». После чего превращается в агрессивного мстителя и начинает гонять обидчиков всерьез.

Да, в финале все возвращается к миру и дружбе. Но дорога к этому миру оказалась слишком темной для тех, кто решал, что можно показывать детям, а что нет. Мультфильм посчитали жестоким, мрачным и психологически опасным. Особенно на фоне того, что главного героя озвучивал Андрей Миронов - голос, к которому автоматически было больше внимания и доверия.

Когда я пересматривал эту серию уже взрослым, меня поразила серьезность выбора темы. Она близка и взрослым, мол если долго давить на "терпилу" может вот как развернуться, даже без Озверина. Так что да, ребята, не стоит испытывать терпение сильного.

Политика, аллюзии и странная версия про «слишком доброго кота»

Со временем появилась и другая версия запрета - политическая. Документальных подтверждений у нее почти нет, но в СССР подобные намеки редко фиксировали на бумаге. Говорят, что в 1975 году отношения между СССР и Китаем были напряженными, и за мягкость советской политики страну нередко критиковали.

И вот тут вдруг появляется кот, который терпит, терпит, терпит, не отвечает на провокации и только в крайней точке срывается. Некоторые увидели в этом слишком прозрачную метафору. Мол, образ доброго Леопольда выглядит как издевка над реальной политической ситуацией.

Правда это или нет - сейчас уже не так важно. Важно то, что мультфильм оказался неудобным сразу по нескольким причинам. Он был не таким, каким его ждали - серьезность самой главной темы, противостояния сильного, но терпеливого и смиренного против слабых, но агрессивных, в целом дает большой простор для интерпретаций и на внутриполитические, и на бытовые и социальные темы.

В итоге «Месть кота Леопольда» на экраны не пустили. И в тот момент судьба всего проекта висела на волоске.

Как Леопольда спасли компромиссом и терпением

Режиссер Анатолий Резников, к счастью, не стал бодаться лбом с системой. Он сделал ход, который в СССР часто был единственно возможным - пошел на компромисс. Следующую серию, «Кот Леопольд и золотая рыбка», сняли с учетом всех замечаний. Светлее, мягче, безопаснее. Ее приняли. И вот тут проекту дали зеленый свет.

После этого мультфильмы про Леопольда стали выходить регулярно. А ту самую первую серию зрители увидели лишь в 1981 году - спустя шесть лет. Уже в другом контексте, на другом этапе развития страны, с другими ожиданиями.

И вот парадокс. Сегодня именно «Месть кота Леопольда» кажется самой взрослой и честной серией. Не самой удобной, не самой гладкой, но самой живой. А фраза «давайте жить дружно» после нее звучит не как пустой лозунг, а как осознанный выбор человека, который знает, что бывает иначе.

Короче, я иногда думаю - хорошо, что тогда все сложилось именно так. Чуть больше упрямства у цензоров, чуть меньше терпения у режиссера, и мы бы лишились целого куска детства.

Подписывайтесь на канал «Перемотка» - кнопка «Подписаться» прямо под текстом.

А вам какая серия про Леопольда запомнилась больше всего - та самая мрачная или уже поздние, спокойные? Напишите в комментариях, интересно сравнить ощущения.