1950 год. Поселок Калиновский
Лида и Надя были самыми близкими подругами - как познакомились девочки в пять лет, с тех пор больше не разлучались. Вместе в школу ходили, вместе на фронт провожали отцов в сорок первом, вместе хоронили Надину мать в сорок третьем от тифа, и так же вдвоем отцов своих встречали, благо вернулись они живыми и невредимыми.
А теперь они обе замуж собрались и свадьбу запланировали в один день. Две подружки выходили замуж за двоих закадычных друзей - Лида за Сашу, а Надя за Борю.
- Ой, Лидочка, я так рада, что мы в один день замуж выйдем! Еще бы и детишек в один день родить! - восторженно хлопала руками Надя, хохоча и пританцовывая в избе родителей Лиды после того, как они подали заявление в поселковый сельский совет.
- Тут уж как Бог даст. Надя, я так волнуюсь, - честно призналась Лида.
- Я тоже, - присев рядом вдруг серьезно произнесла Надя. - Только вот папа говорит, что это обычное предсвадебное волнение. Еще целых два месяца нам на подготовку, успеем свыкнуться и перестанем волноваться.
***
Лето шло к концу, свадьбу назначили на начало сентября. Лида и её мать вовсю готовились к свадьбе, и Надя в хлопотах была - в последнее время приходила всё реже, ссылаясь на помощь будущей свекрови, да ведь ей же и самой надо было готовиться к свадьбе.
Саша же стал появляться всё реже. Сначала он приходил через день, потом раз-два в неделю забегал и всё как-то ненадолго.
- Работа, Лидуся, - оправдывался он при встрече, когда она обиженно дула губки и говорила, что скучала по нему, все глаза проглядела, а он не шел. - Знаешь, какую норму нам поставили? Без выходных пашем, чтобы потом на свадьбу отгулы взять. Зато потом несколько дней отдыхать буду. Буду весь твой, - он улыбался и прижимал её к себе, только глаза Саши смотрели не на невесту, а куда-то вдаль. Будто скрывал он что-то, не договаривал...
Лида кивала, но в душе росла тревога. Что-то изменилось в его глазах, в прикосновениях.
Как-то раз, возвращаясь с почты, где получала письмо от тётки из города, Лида увидела Надю и Сашу у колодца. Они о чём-то оживлённо говорили, но замолчали, заметив её. Надя смущенно улыбнулась:
- Лида! Как раз тебя искала. Поможешь мне пришить кружевную ленту на платье? Папа её из города привез. Ты же знаешь, что я в шитье не очень...
- Хорошо, приходи ко мне через часик. Саша, ты тоже приходи, мама пирог капустный испекла, твой любимый, - Лида подошла к жениху и, взяв его за руки, ласково посмотрела ему в глаза.
- Лидочек, не могу сегодня никак - своим дома помогаю. Батька свинью заколол, завтра с матерью в город повезет на продажу. Сама понимаешь, работы много.
- Ну хорошо, - она огорочилась, но виду не подала. - Завтра хоть вечером придешь к старой иве?
- Приду, - он наклонился и поцеловал её в щеку, хотя еще совсем недавно искал бы своими губами её губы.
***
Оставалось три недели до свадьбы.
В тот день вечером, возвращаясь от бабушки, Лида решила срезать путь через яблоневый колхозный сад. Сумерки сгущались, в воздухе витал аромат спелых антоновок, она шла и улыбалась, думая о том, что скоро возле этого сада будут накрыты столы с разрешения председателя колхоза.. И вдруг она услышала знакомые и родные голоса, и оттого особенно странные в этом уединённом месте.
- Не могу я больше каждый день притворяться! - это явно плакала Надя. - Что же дальше будет? Как мы будем дальше жить?
-Тише, Наденька, тише, - уговаривал её Сашин голос. - Я тоже не знаю, как сказать Лиде, и что будет дальше. Но я не могу на ней жениться, понимаешь? Я тебя люблю.
Лида замерла за густым кустом смородины, что рос возле садовой изгороди и сердце её заколотилось так, что, казалось, его было слышно.
- Но как нам быть? Как в глаза людям смотреть, если мы сейчас две свадьбы отменим? Мне так стыдно Лиде в глаза смотреть, мне так стыдно перед Борей, но ничего не могу с собой поделать, - рыдала Надя.
- А я? Мне тоже сложно. И я тоже Борю с детства знаю, как и ты Лиду. Но чувства не убьёшь, Надя. У нас только один выход - сказать всем правду и уехать отсюда. По крайней мере не приезжать в поселок, пока всё не уляжется.
- Я не могу, Саша, не могу.
- Тогда что? Жить с нелюбимыми будем и втайне встречаться? - в голосе Саши прозвучало отчаяние. - Нет, нужно набраться смелости. Вот пойду сейчас и скажу Лиде, что свадьбы не будет. Но тогда и ты Боре должна сказать...
- Дай мне время, Саша, - взмолилась Надя, а Лида почувствовала соленый привкус во рту от слез, что текли у неё по щекам.
- Нет у нас времени, нет!
И тут Лида не выдержала, услышав последние слова Саши. Она быстрым шагом выбралась из своего укрытия и бросилась к ним, со злостью вытирая слезы с лица, но они всё предательски текли.
- Так вот как, - громко закричала Лида. - Лучшая подруга и любимый! Да что же вы творите? Как вы могли?
- Лида, прости... - начала испуганная Надя, протягивая к ней руки.
- Не подходи! Не смей ко мне подходить! - Лида отступила на шаг, затем посмотрела на жениха. - Так вот какая у тебя работа? Так вот почему ты будто охладел ко мне? А я всё на свадебные приготовления списывала, да на усталость от работы.
Саша стоял, глядя на неё виновато.
- Лида, я не хотел тебя обидеть...
- Не хотел? А что это тогда? - голос её сорвался. - Вы предали нас с Борей!
Она не могла больше говорить. Повернулась и побежала прочь, не разбирая дороги. Они кричали ей вслед, но она даже не обернулась.
****
Три дня Лида не выходила из дома. Лежала на кровати, уткнувшись лицом в подушку, и плакала. Мать сидела рядом, гладила её по голове и молчала. А что можно было сказать кроме слов утешения, которые в этой ситуации были бессмысленны?
На четвёртый день пришла соседка Аграфена Степановна, почтальонша и главная сплетница поселка.
- Лидуся, а ты знаешь, твоя Надя с Сашкой-то уехали? Ранним утречком спозаранку с вещами и отбыли. А еще вчера в сельский совет ходили и забрали заявления. А Борька-то! Ох, с кулаками на Сашку накинулся, Надьку прогнал и сказал, чтобы глаза его не видели невесту бывшую. Да уж, у вас тут поинтереснее, чем в кино, что в клубе крутят уж вторую неделю.
Лида слушала это, не двигаясь. Боль в душе стала сильнее, да так, что дышать было трудно. Боря... наверняка он чувствует то же самое, что и она. Ту же боль, ту же печаль...
Она вышла из дома и направилась к его дому. Он сидел на лавочке перед домом во дворе и просто смотрел на землю себе под ноги.
- Боря... - тихо позвала она его.
Он поднял на неё глаза и в них была такая же тоска, которую чувствовала и она.
- Боря, ты как?
- Так же, как и ты. Вот как вышло у нас, Лидок, - он вздохнул, а потом горько усмехнулся.
- Они сами признались тебе? - спросила она, присаживаясь рядом.
- Нет, - он покачал головой. - У них даже смелости на это не хватило. В тот день, когда ты все узнала, Санька своего братца младшего прислал с запиской, из которой я всё узнал. Конечно, я пошел к нему... Но толку-то от того, что кулаками махал, разве что-то можно изменить?
Потом Борис неожиданно горько рассмеялся:
- Вот ведь ирония - всё к свадьбе готово: столы сколотили, платья невестам пошили, костюмы вычистили и выгладили, посуду по соседям пособирали. Осталось только столы эти накрыть, да усесться за них, да куда уж теперь... Планировали две свадьбы, не будет ни одной.
Лида ничего не ответила, она вдруг вновь почувствовала как её глаза стало щипать и слезы потекли по щекам. А тут еще Боря взял, да удивил. Видимо, умом тронулся. Он встал с лавки, наклонился к ней и, взяв за руку, поднял и вытер слёзы своими шершавыми пальцами. А потом брякнул, словно сам от себя не ожидая, словно в шутку.
- Лида, а может, мы с тобой поженимся?
Она посмотрела на него с недоумением.
- Борь, ты чего? Ополоумел совсем? Или, предлагаешь им назло пожениться? Нет уж, большей глупости я не слышала!
- Бабушка моя приезжает из Смоленска. Уж не успею ей отправить весточку, что не будет свадьбы. Расстроится старушка.
Лида горько рассмеялась:
- Хорошая шутка, Борь. Не назло им, так ради твоей бабушки? Глупости не говори.
Она выдернула свою руку из его руки и быстро пошла прочь, не оборачиваясь. Совсем, что ли, умом он тронулся? Или шутить в такой момент вздумал?
***
Неделя пролетела будто в полусне. Лида ходила на работу, видела Бориса издалека, здоровались при встрече, но она старалась его избегать, так как пару раз он всё же спросил, не надумала ли она. Девушка тогда и поняла, что он не шутит. Видимо, решил назло невесте бывшей свадьбу играть. Только вот Лида тут при чем?
А потом та же сплетница-почтальонка и сказала, что Надя с Сашей в городе расписались, что сама лично видела она Надежду и та от радости сияет, словно начищенный самовар. Говорят, устроились в городе, у тетки Надиной живут.
Лида услышала это и вдруг её охватила такая ярость, такая обида, что она выбежала из дома и сама помчалась к Борису.
- Лида? Что случилось? - он смотрел на неё с удивлением, а девушка стояла и дрожала, не зная от чего - от злости, обиды, или от волнения.
- Они расписались. В городе у тетки Надькиной живут.
Борис побледнел, помолчал немного, потом произнес:
- Что же, счастья им. А ты зачем пришла? То избегала меня, то явилась. Новостью поделиться? Так не стоило, не радостная она.
-Знаешь что, Боря.. - Лида подняла на него глаза, полные слёз и гнева. - Я согласна на твоё предложение. Сыграем мы эту свадьбу. Пусть все посмотрят, что мы не сломались, что мы назло предательству счастливыми быть хотим.
- Лида, ты не в себе... - он усмехнулся. - Ты сейчас домой придешь, успокоишься и пожалеешь о своих словах.
- Не пожалею, клянусь, - она смотрела на него с упрямством. - Пошли в сельский совет.
****
Весть об этой новой свадьбе взбудоражила всё село. Мать Лиды плакала, отговаривая дочь:
- Дочка, да ты с ума сошла! От злости замуж выходить негоже. Это же на всю жизнь!
- А что, мама? Боря хороший человек, честный. Симпатичный, опять же, трудолюбивый. Чем не хороший муж?
- Тем, что ты его не любишь.
- Ну так и не противен он мне. Вон, я Сашку любила, много мне радости та любовь принесла?
***
Свадьбу сыграли в тот самый день, который был назначен изначально. Сидели за теми же столами те же гости, что были приглашены со стороны Лиды и Борисиа, но атмосфера была совсем иная. Не было прежнего веселья, все чувствовали напряжение, шли перешептывания, что обмен женихами до добра не доведет. Но Борис держался достойно ухаживал за Лидой за столом, держал её за руку и под крики "Горько" страстно целовал. Как будто изначально на Лиде жениться собирался.