Найти в Дзене
Макс Лайф

Массовые протесты в Иране продолжаются уже вторую неделю и минувшей ночью не стихли ни в столице, ни в регионах

В Тегеран и других городах люди снова вышли на улицы, скандировали антиправительственные лозунги и вступали в столкновения с силовиками. В соцсетях и оппозиционных медиа появились видео, на которых протестующие поднимают иранские флаги времён шаха и оставляют надписи «Да здравствует шах». Эти кадры активно распространяются за пределами страны и используются как символ нынешней волны выступлений. Одновременно проправительственные СМИ публикуют съёмки разрушений — сгоревшие автомобили, повреждённые здания, следы поджогов. Власти обвиняют зачинщиков беспорядков в том, что под прикрытием протестов они разрушают имущество граждан и «открыто выражают враждебность к народу Ирана». На фоне эскалации с резким заявлением выступил наследник свергнутого шаха Реза Пехлеви. Он публично обратился к президенту США Дональду Трампу с просьбой о «помощи» и призвал иранцев выходить на улицы и числом противостоять силам безопасности. По его словам, угроза со стороны США якобы «сдержала» силовиков, но «в

Массовые протесты в Иране продолжаются уже вторую неделю и минувшей ночью не стихли ни в столице, ни в регионах. В Тегеран и других городах люди снова вышли на улицы, скандировали антиправительственные лозунги и вступали в столкновения с силовиками.

В соцсетях и оппозиционных медиа появились видео, на которых протестующие поднимают иранские флаги времён шаха и оставляют надписи «Да здравствует шах». Эти кадры активно распространяются за пределами страны и используются как символ нынешней волны выступлений.

Одновременно проправительственные СМИ публикуют съёмки разрушений — сгоревшие автомобили, повреждённые здания, следы поджогов. Власти обвиняют зачинщиков беспорядков в том, что под прикрытием протестов они разрушают имущество граждан и «открыто выражают враждебность к народу Ирана».

На фоне эскалации с резким заявлением выступил наследник свергнутого шаха Реза Пехлеви. Он публично обратился к президенту США Дональду Трампу с просьбой о «помощи» и призвал иранцев выходить на улицы и числом противостоять силам безопасности. По его словам, угроза со стороны США якобы «сдержала» силовиков, но «время на исходе», и он просит Вашингтон быть готовым вмешаться.

Тем временем беспорядки уже привели к жертвам среди представителей власти. В провинции Северный Хорасан, в городе Эсфарайен, во время поджога здания погибли городской прокурор Али Акбар Хоссейнзаде и несколько сотрудников сил безопасности

Резкий всплеск протестной активности зафиксирован 8–9 января. Акции охватили десятки городов — от Тебриза на северо-западе до Бендер-Аббаса на побережье Персидского залива. На улицы выходили жители не только крупных мегаполисов, но и религиозных, традиционно консервативных центров, таких как Мешхед и Кум.

В протесты включились традиционные оппозиционные структуры — от сторонников Пехлеви до организации «Моджахеды иранского народа». Появились вооружённые участники, участились нападения на полицейские участки и объекты ополчения.

В ответ власти усилили меры безопасности. Для подавления беспорядков используются полицейские подразделения и батальоны «Имам Али» ополчения «Басидж» Корпуса стражей исламской революции. В отдельных районах КСИР уже усилил полицию своими силами. При необходимости, как показывала практика прошлых лет, силовики готовы применять и боевые патроны.

На фоне эскалации в Тегеране серьёзно опасаются, что беспорядки могут использоваться как прикрытие для подготовки внешней агрессии. В условиях открытых угроз со стороны Дональда Трампа и активности израильских структур иранское руководство усилило риторику. Глава судебной власти заявил, что к бунтовщикам больше не может быть снисхождения, а Высший совет национальной безопасности назвал происходящее частью гибридной войны Израиля и США против Ирана.

В заявлении Совета подчёркнуто, что осквернение флага, поджоги мечетей и вандализм в отношении памятников, включая образы Касема Сулеймани, не имеют ничего общего с протестом против экономических трудностей. Такие действия квалифицированы как террористическая деятельность. Силовым структурам дан карт-бланш на жёсткое подавление.

При этом стоит отметить: сообщения о «захвате городов» и потере контроля зачастую сильно преувеличены. Власти в целом удерживают ситуацию под управлением, а подобные волны беспорядков в Иране уже подавлялись ранее, даже если они длились месяцами. Однако потенциал для дальнейшей эскалации остаётся высоким — экономические проблемы никуда не делись, а внешняя поддержка оппозиционных и сепаратистских групп усиливается. Для иранского руководства ближайшие дни станут критическими — промедление и неуверенные решения в условиях нарастающего давления могут обойтись слишком дорого.

🟪Читай в Max | 🚀Читай в Telegram | 🥰Смотри на RUTUBE