Найти в Дзене

Лукреций Кар. Часть 1

Античная традиция понимания человека через его способности была воспринята следующими поколениями мыслителей и, в частности, римлянами. Само по себе упоминание способностей довольно часто встречается в сочинениях латинских философов, но поскольку они вторичны по сравнению с греками, я ограничусь рассказом про способности только у одного мыслителя – Тита Лукреция Кара (99 г. до н.э. – середина 50-х I века н.э.). Следовавший Эпикуру ярый материалист и атомист, Лукреций Кар немало содействовал выработке латинского философского языка, чем он особенно ценен. Как он сам пишет: Не сомневаюсь я в том, что учения темные греков
Ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет:
Главное, к новым словам прибегать мне нередко придется
При нищете языка и наличии новых понятий (Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: АН, 1945, 136–139). Его основной труд «De rerum natura» переводят обычно как «О природе вещей». Однако слово rerum этимологически производно от слова res, которое могло означать как

Античная традиция понимания человека через его способности была воспринята следующими поколениями мыслителей и, в частности, римлянами. Само по себе упоминание способностей довольно часто встречается в сочинениях латинских философов, но поскольку они вторичны по сравнению с греками, я ограничусь рассказом про способности только у одного мыслителя – Тита Лукреция Кара (99 г. до н.э. – середина 50-х I века н.э.).

Следовавший Эпикуру ярый материалист и атомист, Лукреций Кар немало содействовал выработке латинского философского языка, чем он особенно ценен.

Как он сам пишет:

Не сомневаюсь я в том, что учения темные греков
Ясно в латинских стихах изложить затруднительно будет:
Главное, к новым словам прибегать мне нередко придется
При нищете языка и наличии новых понятий
(Лукреций Кар. О природе вещей. – М.: АН, 1945, 136–139).

Его основной труд «De rerum natura» переводят обычно как «О природе вещей». Однако слово rerum этимологически производно от слова res, которое могло означать как вещь, так и материю. И если мы поймем сочинение Кара как посвященное материи природы, это не будет противоречить его содержанию.

О способностях и способах действия Кар говорит в этом сочинении неоднократно и чаще по-бытовому. В сущности, его язык способностей близок к языку Аристотеля, и он часто говорит о том, что некоторые вещи «способны» на что-то, не различая способность со свойством или качеством.

Поэтому, когда в переводе Ф. Петровского стоит словосочетание со «способен», это именно понимание переводчика, а в оригинале нет латинского слова, обозначающего способность. Иногда Лукреций Кар использует слово potesse, означающее «мочь», но Петровский переводит его как «способен».

Продолжение следует...