Найти в Дзене

«Будут бить по священным городам?» Противники режима в Иране сами возненавидят Трампа за удары по стране

Удар США по Ирану разгневает даже тех, кто протестует против режима аятолл и хочет свержения Али Хаменеи. Угрозы американского президента Дональда Трампа могут окончиться большой войной на берегах Каспия, где с Исламской Республикой соседствует Россия. Пойдет ли Вашингтон на такой шаг и что тогда будет, ОТР обсудил с политологом. США внимательно следят за ситуацией в Тегеране, где из-за большого скопления протестующих на улицах уже были случаи гибели в давке. Трамп подчеркнул, что нанесет «очень сильный удар» по Ирану, если власти страны перейдут к прямому уничтожению демонстрантов. Правительство Исламской Республики уже получило сигнал в форме, которая «намного настойчивее», чем публичные выступления, добавил хозяин Белого дома. Ситуацию в Иране Дональд Трамп охарактеризовал как крайне тяжелую и отметил, что дела у местных властей «идут плохо». Протесты в Иране начались в конце декабря 2025 года. Люди вышли на улицы из-за катастрофического обвала курса риала и резкого скачка инфляции.
Оглавление

Удар США по Ирану разгневает даже тех, кто протестует против режима аятолл и хочет свержения Али Хаменеи. Угрозы американского президента Дональда Трампа могут окончиться большой войной на берегах Каспия, где с Исламской Республикой соседствует Россия. Пойдет ли Вашингтон на такой шаг и что тогда будет, ОТР обсудил с политологом.

США грозят Ирану «очень сильным ударом»

США внимательно следят за ситуацией в Тегеране, где из-за большого скопления протестующих на улицах уже были случаи гибели в давке. Трамп подчеркнул, что нанесет «очень сильный удар» по Ирану, если власти страны перейдут к прямому уничтожению демонстрантов. Правительство Исламской Республики уже получило сигнал в форме, которая «намного настойчивее», чем публичные выступления, добавил хозяин Белого дома. Ситуацию в Иране Дональд Трамп охарактеризовал как крайне тяжелую и отметил, что дела у местных властей «идут плохо».

Протесты в Иране начались в конце декабря 2025 года. Люди вышли на улицы из-за катастрофического обвала курса риала и резкого скачка инфляции. К январю 2026-го протесты охватили более 100 городов, включая столицу. В столкновениях уже погибли десятки человек. Протестующие добиваются свержения аятоллы Али Хаменеи и пересмотра политики Ирана. Израильские источники публиковали сведения о том, что Хаменеи якобы рассматривает план эвакуации в Россию в случае необходимости, но информация не подтвердилась.

Протестующие 8 января перекрыли несколько главных улиц Тегерана. В столице и некоторых регионах пропал интернет — оппозиционеры считают, что его блокируют власти. Государственная телерадиокомпания Ирана IRIB назвала протестующих террористами и сообщила о жертвах.

«Террористические сторонники монархии вчера вечером в различных частях Тегерана собрались на митинги, носившие рассеянный характер», — написали журналисты.

The Guardian со ссылкой на очевидцев сообщила, что 7 января иранские власти применили силу против демонстрантов. Собеседница издания утверждает, что использовались слезоточивый газ, дробовики и боевые патроны. Другие свидетели событий тоже говорили о стрельбе по протестующим. Об этом же сообщили и правозащитные организации. Например, Hengaw со штаб-квартирой в Норвегии заявила, что силовики использовали автоматы Калашникова против демонстрантов. Президент Ирана Масуд Пезешкиан призвал силовиков проявить сдержанность и по возможности избегать насилия.

Режим аятолл в Иране обречен?

Исламской революции, в результате которой свергли шаха и установили режим аятолл, скоро исполнится полвека. Одной из движущих идей того переворота была не только цель сделать Иран религиозной страной, независимой от США и кого-либо еще. Тогда народу обещали перемены, которые приведут к лучшей жизни. Людям дали надежду, что нефть и полезные ископаемые, которыми богато государство, пойдут им на благо. Об этом в беседе с ОТР напомнил политолог и журналист Юрий Светов.

«Прошло полвека. Экономические проблемы в Иране усугубляются. Понятно, что действуют санкции, наложенные теми же американцами на торговлю. Но ведь вы на то и власть. Вы страной руководите, значит, найдите какие-то приемлемые компромиссы для взаимодействия с внешним миром. Ведь эти претензии, связанные с тем, что как американцы считают себя носителями идеи демократии по всему миру и готовы эти идеи навязывать силой, так и религиозное руководство Ирана, оно тоже носится с идеями, что эти нормы религиозные должны быть установлены для всех. У них тоже идеи во внешний мир нести свои принципы и правила», — отметил эксперт.

Иран прошел многолетнюю войну с Ираком и другие вооруженные конфликты, а также постоянно угрожал уничтожением Израилю, который поддерживают США. Все это демонстрировало отсутствие желания Тегерана идти на компромисс в каких-то вопросах, пояснил Светов. Американцы же придумали для себя главную проблему: они считают, что Иран работает над созданием ядерного оружия, и делают все, чтобы оно не появилось. Политолог добавил, что противостояние этих двух стран — столкновение противоположных мировоззрений. По его мнению, это чем-то напоминает противостояние Запада и СССР.

«Это все привело к глубинным внутренним проблемам. Выросло новое поколение иранцев, а там много молодежи, для которых вот эти мировоззренческие столкновения не так важны, как для более старшего поколения. А жить они хотят так же, как в окружающем мире. Они хотят иметь определенный материальный достаток, свободу выбора: как учиться, как жить и так далее. А им диктуют эти условия. Нормы шариата, которые там введены, достаточно во многом ограничивают, особенно женщин, когда власть раз за разом принимает какие-то меры против женщин. Но это терпится, пока совсем не становится плохо жить экономически», — разъяснил собеседник ОТР.

Сейчас же все проблемы сошлись в одной точке. Падение иранского риала ударило по благосостоянию очень многих людей. Протестовать в первую очередь вышли те, кто торгует на базарах. Для восточной страны это не только место покупок, но и площадка для общения и формирования общественного мнения. Юрий Светов считает, что властям следовало говорить с этими людьми и попытаться компенсировать их потери.

«Но правительство этого не сделало, а вместо этого привычно началось подавление, и к чему это приведет? Я не исключаю, что тут очень многое зависит от позиции армии и силовых структур. Как они себя поведут: будут ли они на стороне этого режима или они тоже захотят, чтобы этот режим как-то немного изменился. И вот способна власть к маневру или нет», — продолжил собеседник ОТР.

Удары США вызовут гнев даже у противников аятоллы

Заявления Трампа об Иране укладываются в типичное представление США о протестах. Вашингтон думает, что если поддержит акции, то к власти придут люди, которые будут ему нравиться. В случае Исламской Республики это правительство, которое откажется от ядерных разработок. Но в реальности волнения могут привести совсем не к этому. Даже в Венесуэле, где американцы собственноручно выкрали президента Николаса Мадуро, у власти остались его люди и режим не сменился. Юрий Светов полагает, что у США просто нет сил заменить вице-президента Венесуэлы Делси Родригес на оппозиционерку и лауреата Нобелевской премии мира, которую хотел видеть на посту Трамп, — Марию Корину Мачадо.

«Так и в Иране. Снова всплывает наследный принц из династии Пехлеви (Реза Кир Пехлеви, живет в изгнании в США с 1980-х годов — прим. ред.), которого свергли. Он уверен, что его примут и что иранцы просто ждут не дождутся, когда вернется человек и начнется реставрация прежних порядков и привлечение к власти людей, которые с ним связаны. Тем более бомбежки. Бомбежками можно добиться только сплочения народа», — продолжил политолог.

Светов вновь привел в пример Венесуэлу. Мачадо хочет возглавить Боливарианскую Республику, но она поддержала бомбежку родной страны. Люди этого не забудут и не простят. Иранцы тем более не смогут спустить подобное на тормозах, уверен эксперт.

«И если Трамп будет бомбить, то что он будет бомбить? Его вдохновляет опыт бомбежки ядерных объектов — ну да, там массовой гибели людей не было. Но какова эффективность этих бомбежек — даже в Америке спорят. Ну ладно, чего-то он добился. А здесь он что, Тегеран будет бомбить? Он будет уничтожать кого? Резиденцию аятоллы в священном городе Куме? Как это воспримут иранцы? Здесь угроза возникновения вопроса для нас, для России. Будем ли мы военным путем поддерживать Иран? Думаю, что нет. Несмотря на то что у нас договор заключен, там, насколько я помню, не предусматривается взаимная военная поддержка. Оружие, советники — это одно, а воевать впрямую мы не будем», — предположил Светов.

С другой стороны, речь идет о регионе Каспийского моря, обширную береговую территорию которого занимает Дагестан. Там Россия соседствует с Ираном, Туркменией и Азербайджаном. Поэтому очень большой вопрос, как Москва отнесется к тому, что на берегах Каспийского моря может начаться война.

«И море-то замкнуто еще вдобавок, вот эти вопросы нас волнуют. Трамп, да, он вдохновлен, ему кажется, что он в Венесуэле добился больших успехов и можно дальше гнуть. Я на что полагаю некое смягчение? Осталось меньше двух недель до 20 января, когда у него (Трампа – прим. ред.) первая годовщина президентства, когда ему надо предъявить американскому обществу свои великие успехи. И он будет грозиться в расчете на симпатии, прежде всего американских евреев, которые считают Иран главной угрозой Израиля и всегда за то, чтобы с Ираном обойтись жестко», — продолжил политолог.

Но все же Юрий Светов сомневается в том, что Трамп нанесет свой «очень сильный удар» без явного обоснования. Ему для этого нужен очевидный, ясный повод. Если кровопролитие в Иране продолжится, то он вполне способен пойти на этот шаг.

«Но я думаю, что это будут угрозы, достаточно долго будут угрозы. Я повторяю, объект атаки кто? В Венесуэле было понятно: они захватили Мадуро как олицетворение этого режима. Здесь удар куда? Я повторяю, резиденция аятоллы находится в священном городе, у них несколько священных городов. Разрушение этого священного города в результате бомбежек, какие бы они точечные ни были, вызовут массовый гнев верующих, независимо от того, как они относятся к режиму в Тегеране. Тут много проблем. Я думаю, что пока Трамп будет запугивать», — подытожил собеседник ОТР.