Найти в Дзене

Как войти в работу после долгих новогодних праздников, советы профессора психиатра.

Понедельник наступил. Или что происходит с нами после долгих каникул? Скоро многие из вас скажут: "Снова понедельник". Точнее, первый рабочий день после долгой череды праздников, когда время текло иначе, совсем без минут и дедлайнов, а мы пребывали в тихих семейных ритуалах, долгим, и не всегда полезных, застольях, фильмах под пледом и утреннему кофе без спешки. Да и у камина посидеть почитать неспешно бумажную книгу. А за окном. бесшумно, как кошечка лапой, ссыплется крупный и тихий снег. Идеально же? И вот ты уже сидишь в своём кабинете, смотришь на груду писем в почте, на стопку документов, и чувствуешь… Что? Пустоту? Раздражение? Легкую панику? Или, может, странное спокойствие и даже предвкушение? Небольшое лирическое отступление, с тех пор как я уволился со всех штатных работ и остался консультантом-профессором в клиниках и визитинг профессором в университетах, и несмотря на 11 мест работы я считаю себя неработающим человеком. Выстроил себе идеальную модель, когда хочу, тогда и р

Понедельник наступил. Или что происходит с нами после долгих каникул?

Скоро многие из вас скажут: "Снова понедельник". Точнее, первый рабочий день после долгой череды праздников, когда время текло иначе, совсем без минут и дедлайнов, а мы пребывали в тихих семейных ритуалах, долгим, и не всегда полезных, застольях, фильмах под пледом и утреннему кофе без спешки. Да и у камина посидеть почитать неспешно бумажную книгу. А за окном. бесшумно, как кошечка лапой, ссыплется крупный и тихий снег. Идеально же? И вот ты уже сидишь в своём кабинете, смотришь на груду писем в почте, на стопку документов, и чувствуешь… Что? Пустоту? Раздражение? Легкую панику? Или, может, странное спокойствие и даже предвкушение?

Небольшое лирическое отступление, с тех пор как я уволился со всех штатных работ и остался консультантом-профессором в клиниках и визитинг профессором в университетах, и несмотря на 11 мест работы я считаю себя неработающим человеком. Выстроил себе идеальную модель, когда хочу, тогда и работаю. Но большинство так не могут, или не хотят, поэтому буду говорить про тех, кто работает на настоящей работе)

Это состояние знакомо, кажется, каждому работающему человеку. Давайте вместе обсудим, а в чём же конкретно сложности этого возвращения, что мы чувствуем и как с этим справляемся. Ведь это не просто констатация «тяжело вставать», а практически новая галактика, куда мы высаживаемся после «планеты Отдых».

Давайте выделилм четыре ключевых измерения трудностей, с которыми мы сталкиваемся:

1. Собственно рабочие сложности. Это самое очевидное: необходимость снова встраиваться в рутину, соблюдать график, разгребать накопившиеся задачи. Мозг, отвыкший от жёстких рамок, сопротивляется. «После нескольких дней без расписания тяжело возвращаться к ежедневной рутине». Это как социальный джет-лаг: наши внутренние часы сбиты, и нам нужно время, чтобы перестроиться на «рабочий часовой пояс».

2. Социально-организационные сложности. Мы возвращаемся не в обезличенный вакуум, а в социальную систему — офис, коллектив, корпоративную культуру. За время нашего отсутствия в этой системе что-то произошло: были разговоры у кулера, мелкие конфликты, шутки, обсуждения начальства. Мы выпали из общего контекста, из потока организационных символов и ритуалов. Возникает чувство отстранённости, «потерянности». «Что приносит мне наибольшее беспокойство — так это понять, что изменилось в мое отсутствие, узнать, всё ли осталось по-прежнему, и какой будет реакция моих коллег», — делится одна одна моя клиентка на утренней онлайн сессии. Мы становимся на пару дней «новичками-старожилами», или «олдкомерами», смотря кто нас так называет: замеры или люди нашего возраста.

3. Общие жизненные трудности. Резкое сокращение свободного времени, которое во время каникул принадлежало только себе, ну , максимум, и нашим близким. Возвращается конфликт «работа-семья»: меньше сил на детей, на партнёра, на домашние дела. Плюс физическая усталость — как ни парадоксально, после отдыха. Организм протестует против ранних подъёмов и необходимости быть в тонусе восемь часов подряд.

4. Чувство деидентификации. Пожалуй, самый тонкий и интересный пункт. За время отпуска мы немного «растворили» свою профессиональную идентичность. Мы были не «менеджером Анной», а просто Аней — которая читает книги, гуляет, готовит ужин. Не врачом Александром Борисовичем, а Дядей Сашей - Дедом Морозом на лыжах. Возвращение требует снова надеть корпоративную «маску», вжиться в роль. Это вызывает внутренний диссонанс, чувство, что ты будто предаёшь того свободного человека, которым был всего пару дней назад.

А что с эмоциями? Тут всё предсказуемо поляризовано. Если человек в целом любит свою работу и хорошо отдохнул, возвращение может сопровождаться позитивными эмоциями: радость от встречи с коллегами, любопытство, энтузиазм, даже облегчение («снова в структуре, можно быть полезным»).

Но для многих этот переход окрашен в негативные тона: тревога, подавленность, апатия, раздражительность, ощущение давления. «Я справляюсь плохо. Я чувствую, что становлюсь более ворчливым, [у меня нет] терпения для самых разных задач, даже самых простых», — признаётся один мой клиент с тревожным расстройством.

Как мы пытаемся спастись? Стратегии, которые используют люди, можно разделить на две большие группы:

  • Бытовые/семейные: Суперпланирование. Составление меню на неделю, готовка впрок, раскладка одежды с вечера, распределение обязанностей между домочадцами. Попытка взять под контроль хаос, чтобы освободить ментальное пространство.
  • Рабочие: Принцип «первым делом». Мы пытаемся расставить приоритеты и начать с самого важного или самого простого, чтобы почувствовать движение. Кто-то пытается сразу погрузиться в работу с головой, чтобы «забыть, что был в отпуске». Другие, наоборот, первые дни позволяют себе работать вполсилы, давая мозгу постепенно раскочегариться.

А что делает организация? Вот здесь исследование показывает удручающую картину. Ни один из моих Клинтов и пациентов не указал, что работодатель имеет какие-либо стратегии для облегчения возвращения. Компании Даже самые крутые и продвинутые, кажется, исходят из того, что сотрудник — это функция, которая после перезагрузки должна просто снова начать работать на прежней частоте. «Компания не имеет такого восприятия или не хочет его иметь. Поскольку [компания ориентирована на] прибыль, не имеет значения, что чувствует сотрудник», — горько замечает зам директора крупного многотысячного питерского офиса.

Между тем, простая мера — проведение короткого брифинга для вернувшегося сотрудника о том, что произошло в его отсутствие (ключевые события, решения, сдвиги в проектах) — могла бы резко снизить тревогу и чувство отстранённости. Это акт уважения, который сигнализирует: «Вы — часть команды, мы вас ждали, вот контекст, добро пожаловать обратно».

Так что же со всем этим делать? Если обобщить и переложить на наши реалии, вот несколько советов, рождённых на стыке исследований и здравого смысла:

Для себя:

  1. Не геройствуйте в первый день. Не планируйте на понедельник после каникул важные совещания или решение стратегических задач. Дайте себе время на раскачку. Первый день — для разбора почты, планирования недели, неспешного общения с коллегами.
  2. Восстановите ритм заранее. За пару дней до выхода попробуйте ложиться и вставать ближе к рабочему графику. Это смягчит удар социального джет-лага.
  3. Практикуйте осознанное завершение отпуска. Вечером перед выходом устройте небольшой ритуал: подготовьте одежду, соберите сумку, выпейте чай и мысленно «попрощайтесь» с каникулами, поблагодарив их за отдых. Это поможет мозгу совершить переход.
  4. Фокусируйтесь на положительных аспектах. Вспомните, что вам нравится в вашей работе: интересные задачи, общение с определёнными коллегами, чувство профессиональной компетентности. Намеренно направляйте фокус внимания на это.

Для руководителей и HR (это важно!):

  1. Внедрите практику «возвращенческого» брифинга. Пусть непосредственный руководитель или коллега в первые часы коротко (15-20 минут) расскажет вернувшемуся о ключевых событиях.
  2. Облегчите нагрузку в первый день. Избегайте дедлайнов и стрессовых совещаний в первый рабочий день после массовых выходных. Дайте людям включиться.
  3. Создайте позитивный повод для возвращения. Неформальный завтрак для команды, небольшое приветственное собрание с печеньем в микроколлективе. Это создаёт позитивный якорь и помогает восстановить социальные связи.
  4. Уважайте границы. Не заваливайте сотрудника в первый же день вопросами «как отдохнул?» и требующими немедленного погружения задачами. Дайте ему пространство для входа.

Возвращение к работе после длительного отдыха — это не слабость и не лень. Это закономерный процесс психической и социальной адаптации. Его можно сделать менее болезненным и более продуктивным, если относиться к нему не как к досадной помехе, а как к важному переходному этапу, требующему немного внимания и заботы — как к себе, так и к своим коллегам. В конце концов, цель отпуска — не просто перестать работать, а восстановить ресурсы. И грамотное, плавное возвращение — это последний, важный шаг к тому, чтобы эти ресурсы не растерять в первую же неделю, а принести с собой в офис, зарядив им и свою работу, и пространство вокруг.

А если вы не сможете справиться с таким стрессом самостоятельно, то могу предложить поработать с врачами и психологами нашей онлайн клиники "Мастерская Психотерапии":

Онлайн клиника «Мастерская психотерапии»

Если у вас остались вопросы — всегда рад диалогу. Пишите на электронную почту: droar@yandex.ru или в телеграм @Azat_psy.