— Ну, что за чудесный мальчик! Просто вундеркинд! — свекровь Юлии достала носовой платок и промокнула глаза — она всегда чуточку плакала, когда происходили какие-нибудь радостные события.
А сегодня было о чём ликовать — её внук, десятилетний Пётр, одержал победу на математическом конкурсе. Причём, он был там самым младшим и вообще — взяли его в виде исключения, потому что он был невероятно талантлив!
— Я вам говорю, — добавила с улыбкой Ольга Леонидовна и подбородок её задрожал, — учёным будет! Гений наш! Прославит на весь мир!
Юлия улыбнулась в ответ. Но вышло это немного грустно у неё. Потому что ей было так жалко сына — он, пока готовился к этому конкурсу, почти спать перестал, потерял аппетит, весь похудел и вообще — совсем не походил на себя прежнего! Хотя и раньше, вообще-то, не всё было гладко…
Петя был долгожданным и единственным ребёнком Юлии и её мужа Андрея. Она и Андрей знали друг друга с юности, да к тому же — дружили семьями их родители. В общем, у этого брака были все предпосылки для того, чтобы стал он крепким, надёжным супружеским союзом!
Юлия выучилась на технолога пищевого производства, Андрей — трудился в офисе, менеджером, возглавлял отдел рекламы. Супруги уже почти выплатили досрочно ипотеку, а ещё у них была своя машина, плюс, они активно помогали родителям строить дачу. В общем, забот хватало! Но главным средоточием их внимания всегда был он — Петенька…
Сынок вообще с самого раннего возраста проявлял удивительные, так сказать, способности — заговорил, пошёл и читать научился раньше положенного среднестатистического срока! А ещё Петя никогда не шалил и вообще был исключительно послушным ребёнком. А уж как он был умён — конструкторы собирал вмиг, мозаики — тоже! Быстро прочёл все сказки и затребовал книжки посерьёзнее, причём не столько художественная литература его интересовала, сколько научная — про космос, жизнь океана, динозавров…
Андрей и Юлия, естественно, восхищались своим мальчиком, хвалились его успехами перед друзьями и знакомыми, другими родителями сперва в детском саду, а потом и в школе… И как раз в школьную пору и начали происходить самые заметные перемены.
— Ваш сын удивительно умён, — сказал однажды им лично сам директор школы, — может быть, подумаете об экстернате? Знаете, такие случаи ведь бывают! — продолжил он оживлённо, — можно даже чуть ли не в четырнадцать в институт поступить! Ведь Пётр — вундеркинд!
Андрей тогда чуть не заплясал от радости и сказал, что они будут готовиться к этой великой цели. Но Юлия — засомневалась…
— А это не слишком? — спросила она у мужа, — ведь Петя — всего лишь ребёнок!
— Ты думай, что говоришь, — как бы в шутку, но с оттенком реальной серьёзности, погрозил ей пальцем муж, — это другие дети — обыкновенные, а наш — вундеркинд! Моя мама давно об этом говорила, — вздохнул он, — вот мы и подтверждение получили, от такого человека! Нет, я за то, чтобы обеспечить Петру будущее! Пусть другие ребята во дворе с машинками играют, — усмехается он, — и строят из табуреток и подушек домики под столом! А наш — далеко пойдёт! Мама обрадуется страшно!
Юлия покачала головой. Она была в курсе того, как в своё время её свекровь грезила о том, чтобы Андрей вырос… Каким-нибудь необыкновенным человеком! В ход шло всё — он посещал музыкальную школу, балету учился, рисовать пробовал, петь, ходил к репетиторам иностранных языков… В общем, в своё время мать лепила из него гения! Но не вышло — оценки у Андрея были в школе средние, в институте он тоже учился не лучше большинства, а потом, хоть и стал начальником кое-каким, но… Да, свекровь никогда не скрывала того, что разочарована — не оправдал сынок надежд!
И теперь Юлии окончательно стало ясно — Ольга Леонидовна намерена как следует, так сказать, позаботиться уже о внуке!
И вообще-то, Юлия не была как бы против… Как можно?! Ведь если у тебя ребёнок вундеркинд — гордиться надо, это же всем на зависть, а у него — великое будущее! Вот только… Юлии порой всё чаще казалось, что они упускают нечто важное в жизни Пети!
Ведь в то время, как, например, летом другие детишки просто весело проводили время, резвились, он почти целыми днями сидел за учебниками. Или же развивался ещё как-нибудь!
Кроме того, с недавних пор Ольга Леонидовна стала ревностно контролировать круг общения внука — она считала, что ему не следует общаться со сверстниками, ведь они такие посредственные и скучные! То ли дело ребята постарше… Вот только ребята постарше не горели желанием дружить, как они сами сказали, с малышнёй! И тогда бабушка Пети стала водить его по гостям — было у неё несколько знакомых, умных и серьёзных людей — режиссёр в театре, пожилой профессор биологии, ещё кое-кто… Она считала, что Петя должен как губка впитывать лучшее от них!
И порой, когда Юлия глядела на то, как здорово, просто проводят время другие дети лет десяти в среднем, ей становилось прямо завидно — ну почему это блестящее будущее Пети невозможно, если он станет жить так же?!
— Давай потом об этом, осенью поговорим, — обратилась она к мужу, — каникулы же начинаются!
А когда они вернулись домой, свекровь Юлии сообщила им о том, что уже на имя внука подала заявку на участие в том самом конкурсе!
— Зря вы поспешили, — сказала Юлия, — вообще-то, я уже с моей двоюродной сестрой договорилась — мы едем в деревню на два месяца!
— Какая ещё деревня?! С ума сошла?! — замахала руками свекровь, — на кону — будущее сына! Ты что, хочешь, чтобы он такой шанс упустил, вместо этого — по коровьим лепёхам топтался?! Или может, — она прищурилась, — ты вообще хочешь, чтобы сын трактористом вырос, в колхозе работал каком-нибудь?!
— Во-первых, ребёнку нужен свежий воздух, доктор говорил, у него иммунитет слабый, — сказала Юлия, — а во-вторых, не понимаю, что вы имеете против деревни?! Лично я бы сыном гордилась, если бы стал он и трактористом! Хорошая профессия, между прочим, и людям полезная! Не всем же академиками быть…
Но Ольга Леонидовна не собиралась легко отступать. Экстренно был созван семейный совет с привлечением родни! И вообще-то, Юлия не была слабохарактерным человеком, но… Тут сдалась!
Ладно, решила она, пусть Петя поучаствует в этом конкурсе — для его же блага, да и математику он любит… А лето можно неплохо провести и в городе!
— Ты чего это такой грустный? Эй, сынок? — спросила Юлия у сына.
В первый же выходной день, свободный день каникул, они выбрались погулять в парк. Но Пётр не рвался на карусели и даже обожаемое мороженое ел едва-едва.
— Устал…
— Ну, все от школы устают, — пожала плечами Юлия, — не грусти — каникулы!
— Угу, — кивнул мальчик. Он брёл понурый.
— Как подготовка к конкурсу? — решила сменить тему его мама, — как орешки щёлкать, да?! Ты же у нас гений!
— Наверное, — пожал плечами Петя, — не знаю… Бабушка говорит, надо много заниматься. А я устал!
— Так, победы легко в таких делах не даются, — ответила Юлия. Но ей странным образом начала передаваться тревога сына. Она чувствовала на каком-то инстинктивном уровне уже — что-то не то происходит! Но никак не могла понять — а что именно?!
— Открыть секрет? — вдруг спросил Петя. И продолжил, когда мама кивнула: — Я ненавижу математику!
— Как?! — изумилась Юлия, — но ты же всегда её обожал!
— Больше не люблю… — ответил Петя.
В этот день они погуляли, конечно, по парку, но не было почти никакой радости… А потом все дни оказались заняты подготовкой к конкурсу! Вся семья страшно переживала. Бабушка Пети нервничала так сильно, что даже несколько раз прикрикнула на внука — мол, старайся лучше, ты обязан победить, не прощу, если не первое место займёшь!
И вот, Пётр, в который уже раз, оказался лучшим среди лучших. Родители других участников поглядывали на семейство победителя с завистью. Подходили журналисты — они хотели снять репортаж о жизни вундеркинда!
— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?! — спросил один из них.
— Я, наверное, буду бездомным, — ответил Петя.
Повисла тишина. Журналисты округлили глаза, а у бабушки мальчика — аж лицо пошло красными пятнами.
— Тогда я смогу идти куда захочу и делать что захочу, — пояснил Пётр, — а то я только учусь! Света белого не вижу… Одна учёба!
Журналист, задавший вопрос, рассмеялся. И другие тоже. И ещё кто-то захихикал. Все решили, что паренёк так шутит и вообще — просто утомился маленько, ведь такой серьёзный, сложный конкурс был!
Но дома Петра, само собой, ждала воспитательная лекция от бабули. Которая тут же по её итогам придумала, что надо делать.
— Есть школы этикета, — сказала она, — я завтра же запишу Петра в такую! Пусть учится заранее вести себя хорошо в приличном обществе! Его ждёт такое будущее… Нельзя позориться!
Юлия вздохнула — она как-то уже устала от всего этого. И её всё больше беспокоил сын. Раньше ведь у него, что называется, глаза горели — ему было интересно так многое! А теперь, если появлялись у него крохи свободного времени, то он мог просто сидеть и смотреть в окно… Мультики, кстати, он давно не смотрел — бабушка считала, что они плохо влияют на ум, тормозят развитие гения!
А потом, на следующий день, за завтраком, Пётр вдруг потерял сознание. Просто свалился со стула, как мешок с мукой! Естественно, тут же вызвали врачей…
— Переутомление и стресс, — сказал доктор, вызвавший для серьёзного разговора мать, отца и бабушку пациента, — что же вы сделали с ребёнком, а? — обвёл он их строгим взглядом, — знаете, что он сказал, когда очнулся? А я вам скажу — он схватил медсестру за руку, заплакал и попросил его оставить в больнице подольше! Потому что тут он хоть отдохнёт!
Родные Петра растерянно переглянулись.
— Да мы и не думали! — воскликнул Андрей и почесал в затылке, — мы не хотели же…
— Так, вы что такое говорите?! — упёрла руки в бока Ольга Леонидовна, — ну-ка, я хочу поговорить с внуком! Когда его выпишут?! Вот так глупости! Некогда ему болеть — к школе готовиться надо, мы будем ускоренно заканчивать, чтобы через пару годиков — в институт! И вообще…
— Хватит! — повысила голос Юлия. Она всё поняла окончательно, — нет, — она повернулась к свекрови, — как раньше больше не будет! Знаете, когда всё начиналось, я думала, так будет лучше… Какая же мать не хочет лучшего будущего для своего ребёнка? — горько усмехнулась она, — но неужели вы сами не замечаете? Петя уже не любит ни астрономию, ни математику, ни химию! Он… Просто устал! Потому что он — просто ребёнок! Ему десять лет. И ему не нужны награды на конкурсах и титул вундеркинда! В первую очередь — ему нужно детство! Да, то самое, которое и вы… и я, что самое ужасное, пытались у него отнять! С друзьями-сверстниками, бездельем и играми… Петя умный, не спорю! Но осенью он пойдёт просто в следующий класс. И больше никаких дополнительных нагрузок! Дадим ему время… А там — пусть сам решает, чем хочет в этой жизни заниматься, а мы, как хорошая семья, думаю, просто обязаны принять его выбор и поддержать, что скажите?
Отцу и свекрови Юлии непросто было принять это решение. Но после ещё нескольких разговоров они всё-таки согласились пойти на уступки… И так к Пете вернулось детство! И теперь Юлия чувствовала себя по-настоящему хорошей и заботливой матерью.