Найти в Дзене
Известия

Клинический психолог рассказал, какие зоны мозга мешают нам раскладывать вещи по местам

Отсутствие порядка считается особенностью гениев, шизофреников и подростков. Правда, причины хаоса во всех случаях разные: у одних — особенности организации рабочего пространства, у других — нарушения психики, у третьих — отсутствие самостоятельности. Почему не склонны систематизировать предметы люди, не относящиеся к этим категориям, и какие лайфхаки помогут лентяям поддерживать порядок в квартире — в материале «Известий». Подростковый бунт Где и как хранить вещи – личное решение человека, но существуют два обязательных критерия порядка — удобство для человека и соблюдение хотя бы минимальных санитарных норм, считает клинический психолог, член ассоциации междисциплинарной медицины Сергей Волков. — Причиной того, что человек не может соблюдать порядок вещей, чаще всего является простое отсутствие навыка: в детстве не научили хранить вещи, а уборка была наказанием и каторгой. Гораздо серьезнее, если люди не придерживаются соблюдения санитарных норм — в этом случае обычно требуется медиц

Отсутствие порядка считается особенностью гениев, шизофреников и подростков. Правда, причины хаоса во всех случаях разные: у одних — особенности организации рабочего пространства, у других — нарушения психики, у третьих — отсутствие самостоятельности. Почему не склонны систематизировать предметы люди, не относящиеся к этим категориям, и какие лайфхаки помогут лентяям поддерживать порядок в квартире — в материале «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Юлия Майорова

Подростковый бунт

Где и как хранить вещи – личное решение человека, но существуют два обязательных критерия порядка — удобство для человека и соблюдение хотя бы минимальных санитарных норм, считает клинический психолог, член ассоциации междисциплинарной медицины Сергей Волков.

— Причиной того, что человек не может соблюдать порядок вещей, чаще всего является простое отсутствие навыка: в детстве не научили хранить вещи, а уборка была наказанием и каторгой. Гораздо серьезнее, если люди не придерживаются соблюдения санитарных норм — в этом случае обычно требуется медицинская и психиатрическая помощь, — комментирует Волков.

Чемпионы по бардаку — подростки. Взрослые склонны считать их беспорядок бунтом против против общества и родительской системы. Но, по словам клинического психолога, этот бунт больше выражается в атрибутике и поведении. А подростковый бардак, скорее всего, связан с элементарным отсутствием навыка самостоятельной жизни и умения организовать время.

— Это нормальный процесс. Родитель долгое время контролировал ребенка и давал ему указания, когда и что положить на место, а когда мыть полы. Когда подростки получают свободу, то еще не умеют ей пользоваться в том смысле, что сами себя еще организуют не очень эффективно, — комментирует Волков.

Гении и шизофреники

Клинический психолог считает некорректным высказывание о том, что гении склонны к беспорядку как к таковому. Там, где обыватели видят хаос, у гениальных людей действует своя очень логичная система.

— Они по-иному классифицируют вещи и организуют пространство, — комментирует эксперт. — Их бардак — это не хаос, а система. Пространство именно организовано. Гениальные люди всегда знают, где какой предмет находится, и могут объяснить, почему он именно там.

Этим чудаковатые гении отличаются от шизофреников, с которыми их иногда несправедливо сравнивают, намекая на бардак и у тех, и у других. Клинический психолог отмечает, что состояние мозга, при котором люди не поддерживают идеальный порядок, действительно присуще не только гениям и творческим личностям. Игнорировать общие понятия о порядке свойственно больным шизофренией или пациентам, страдающим от деменции. Еще из общего — у шизофреников тоже имеются идеи, которыми они одержимы. Но эти идеи у психически больных людей не гениальные, как у изобретателей или ученых, а болезненные. Да и бардак сильно отличается: у пациентов с отклонениями это просто хаос.

— Шизофреники могут превратить квартиру в склад мусора, или, например, фанатично выстраивать пирамидку из салфеток. А люди с деменцией порой вообще забывают о том, что вещи должны быть на своих местах. Они не «разбрасывают» предметы, а просто забывают о них, в результате чего возникает беспорядок. По этой же причине человек может забыть соблюдать элементарную гигиену, — разъясняет клинический психолог.

Понятие «творческий беспорядок», которым отговариваются любители разбрасывать вещи, Сергей Волков считает своеобразной защитой от социума, агрессивно осуждающего людей за бардак в квартире. Эта речевая конструкция придает благородства небрежности и лени. И защищает от злых критиков.

— Беспорядок всегда беспорядок. Но каждый «хаос» уникален. Если человек раскладывает тюбики с краской на столе и использует стол вместо палитры по причине удобства, то это его выбор. Такова форма его порядка и организованности, — рассуждает Волков.

Записывать любителей бардака в шизофреники, если они не отличаются гениальностью или не пишут картины, тоже не стоит. Клинический психолог подчеркивает, что беспорядок в вещах сам по себе не является симптомом. Особенно если человеку так удобно и он знает и помнит, где лежат его вещи. Или он просто устал и не имеет времени в данный момент на поддержание идеального порядка. Но беспорядок, появившийся внезапно, без причины, эксперт называет тревожным сигналом.

Средство от деменции

А вот в качестве профилактики деменции даже полезно иногда некоторые вещи искать, чтобы мозг решал какие-то новые задачи, а не получал готовое решение. Перестановка предметов заставляет мозг по иному воспринимать пространство, заново адаптироваться. По словам Сергея Волкова, это то же самое, что чистить зубы левой рукой, если человек правша. Такая нагрузка заставляет мозг заново учиться, причем без выбора. А это очень эффективно в долгосрочной перспективе.

Нельзя сказать однозначно, какие зоны мозга отвечают за порядок и какие не работают, если человек склонен всё разбрасывать, считает Сергей Волков. Все-таки порядок и беспорядок — это сложные понятия, да к тому же еще и индивидуальные. Но эксперт подчеркивает, что точно можно выделить зоны и системы, участвующие в организации и реакции на пространство.

— Лобные доли отвечают за способности к программированию (не к профессии, а к просчитыванию наперед своих действий и построению планов) и планированию действий, постановке целей и грамотному распределению возможностей и ресурсов, — рассказывает Сергей Волков. — Без всего этого эффективная уборка невозможна. Эта зона не до конца развита у подростков (она растет до 26–28 лет) и страдает при деменции.

В качестве стимула к уборке важна и дофаминовая система «желание-поощрение». По словам клинического психолога, мозг, завершая задачи, получает небольшое удовольствие. Следовательно, человеку после успешной уборки перепадает порция гормонов счастья.

— Но это удовольствие слишком мало по сравнению, например, с регулярными поощрениями от просмотра рилсов и соцсетей. В мире сейчас массовое дофаминовое перенасыщение, из-за чего простые вещи вроде уборки вызывают апатию, депрессию и воспринимаются мозгом как бессмысленная трата ресурса, — поясняет Волков.

Освободить балконы от хлама призваны специальные кладовые — келлеры, расположенные на первых этажах новых жилых комплексов. А тем, кто не может похвастаться таким помещением, дизайнер советует обратить внимание на встроенные шкафы-пеналы, расположив их вдоль глухих стен, а также на компактные закрытые модуль-шкафы, куда удобно убирать невостребованные предметы.

— Избежать соблазна захламить балкон можно, если планировать его как жилое пространство с легким остеклением, освещением, теплым полом или хотя бы утепленным настилом, — говорит дизайнер. — Мебель на таком балконе лучше разместить в едином стиле со всей квартирой. И тогда никому не захочется устраивать склад в жилой комнате.