Найти в Дзене
ЭСМИ "ЗАКОНИЯ"

ПОЧЕМУ ДАНИЯ ОБЛАДАЕТ СУВЕРЕНИТЕТОМ НАД ГРЕНЛАНДИЕЙ? ОТВЕТ УХОДИТ ВО ВРЕМЕНА ВИКИНГОВ

Стивен Миллер, заместитель главы аппарата Белого дома, возмутился тем, что Дания «претендует» на Гренландию, очевидно, не зная истории острова. «На каком основании Дания претендует на контроль над Гренландией?» — с возмущением задался вопросом в понедельник, 5 января, Стивен Миллер, близкий советник Дональда Трампа. Этот вопрос, заданный в скандальном тоне и свидетельствующий о вопиющем невежестве, прозвучал после того, как его супруга Кэти Миллер 3 января опубликовала фотографию острова, раскрашенного в цвета американского флага, сопроводив ее короткой подписью заглавными буквами: «SOON» («Скоро»). «Гренландия должна стать частью Соединенных Штатов — президент высказывался на этот счет совершенно ясно», — настаивал заместитель главы аппарата Белого дома в эфире CNN, добавив, что «никто не будет воевать с Соединенными Штатами из-за будущего Гренландии». Таким образом администрация Трампа усиливает давление и угрозы в адрес автономной территории Датского королевства, судьбой которой, по
Оглавление

Стивен Миллер, заместитель главы аппарата Белого дома, возмутился тем, что Дания «претендует» на Гренландию, очевидно, не зная истории острова.

«На каком основании Дания претендует на контроль над Гренландией?» — с возмущением задался вопросом в понедельник, 5 января, Стивен Миллер, близкий советник Дональда Трампа. Этот вопрос, заданный в скандальном тоне и свидетельствующий о вопиющем невежестве, прозвучал после того, как его супруга Кэти Миллер 3 января опубликовала фотографию острова, раскрашенного в цвета американского флага, сопроводив ее короткой подписью заглавными буквами: «SOON» («Скоро»).

«Гренландия должна стать частью Соединенных Штатов — президент высказывался на этот счет совершенно ясно», — настаивал заместитель главы аппарата Белого дома в эфире CNN, добавив, что «никто не будет воевать с Соединенными Штатами из-за будущего Гренландии». Таким образом администрация Трампа усиливает давление и угрозы в адрес автономной территории Датского королевства, судьбой которой, по словам самого Трампа, он намерен заняться в течение «двух месяцев».

Это лишь новый эпизод притязаний, которые продолжаются уже более 150 лет: Соединенные Штаты неоднократно предлагали купить Гренландию, начиная с 1868 года. Похоже, стране Дяди Сэма трудно смириться с тем, что крупнейший остров в мире принадлежит Дании. Однако связь между ними уходит в глубочайшую древность — еще во времена викингов.

Викинги, наполеоновские войны. Вторая мировая война и референдум

Чтобы понять происхождение этих связей, необходимо вернуться к X веку, когда норвежские и датские викинги отправились в морские походы в поисках новых земель. Они обнаружили огромный остров на севере и решили там обосноваться, основав колонию на территории, которую назвали Green land — «Зеленая земля». Остров считается находящимся под европейским контролем с 1262 года.

В дальнейшем, с 1380 по 1814 год, Норвегия находилась в унии с Данией, образуя двойное королевство. Оно даже вступило в войну на стороне наполеоновской Франции в 1807 году. Это решение оказалось неудачным: Наполеон потерпел поражение в битве при Лейпциге в 1813 году от войск Шестой коалиции. В результате король Дании был вынужден передать Норвегию Швеции по Кильскому договору (14 июня 1814 года), однако сумел сохранить за собой Гренландию, которая стала датской колонией.

С тех пор статус острова неоднократно менялся, но он всегда оставался связан с Данией. В 1933 году решение Постоянной палаты международного правосудия подтвердило суверенитет Дании над Гренландией. Во время Второй мировой войны, когда сама Дания была оккупирована нацистской Германией, остров оказался социально и экономически отделен от метрополии. В 1951 году на Гренландии было создано местное парламентское собрание, заседавшее на острове и решавшее все внутренние вопросы.

В 1953 году Гренландия перестала считаться колонией и получила статус заморской провинции, что позволило гренландским депутатам заседать в парламенте в Копенгагене. С 1979 года Гренландия получила самоуправление, оставаясь при этом составной частью Королевства Дания. Более того, по итогам референдума 2008 года остров получил расширенную автономию: подавляющее большинство жителей проголосовало за новый статус. При этом Дания сохранила контроль над внешней политикой и обороной Гренландии.

Связь, которая вдвое старше Соединенных Штатов

Сегодня Гренландия входит в число 13 европейских заморских стран и территорий, среди которых, например, Французская Полинезия и Новая Каледония. В январе 2025 года, согласно опросу, опубликованному в датской и гренландской прессе, 85% жителей Гренландии выступали против возможного вхождения острова в состав США, и лишь 6% поддерживали такую идею.

Комментируя высказывания Стивена Миллера в эфире американского телеканала MS Now, датский депутат Андерс Вистисен, представитель группы «Идентичность и демократия», объединяющей несколько ультраправых партий, заявил, что «очень трудно вести диалог с людьми, которые обладают столь скудными знаниями и, по-видимому, совершенно не знают истории Гренландии». Этот политик ранее уже оказался в центре внимания, оскорбив Трампа с трибуны Европейского парламента в январе 2025 года.

«Гренландия является частью датского королевства уже 800 лет. Это неотъемлемая часть нашей страны. Она не продается», — подчеркнул он. Понимая, что этого исторического напоминания, вероятно, недостаточно, чтобы отговорить Дональда Трампа от его идеи, Андерс Вистисен выбрал метод Трампа, который склонен к оскорблениям вместо вежливых формул. «Позвольте объяснить вам понятным для вас языком, — сказал он, прежде чем лаконично завершить: — Мистер Трамп, пошел ты!» Позднее он вновь напомнил об этом в социальных сетях, добавив, что связь между Данией и Гренландией вдвое старше «времени существования Соединенных Штатов».

Впрочем, подобные аргументы вряд ли способны охладить экспансионистский пыл Трампа.

Клэр ТЭРВЕ HuffPost (Перевод Александра ПАРХОМЕНКО)