Найти в Дзене
История на колёсах

История «Оки» — мини-автомобиля для Японии

История «Оки» — мини-автомобиля для Японии Представьте себе обычную двухполосную улицу в Токио. Пробка, теснота, вечный дефицит парковочного места. И вот между обычными седанами юрко проскальзывает крошечная машинка, похожая на аккуратную жестяную коробочку на колесах. Это кей-кар, японский национальный класс автомобилей. А наш герой - «Ока», пожалуй, самый яркий и «наш» представитель этого племени в России. Как же так вышло? Не японец, но в душу Строго говоря, «Ока» (ВАЗ-1111) никогда не создавался для Японии. Его придумали в СССР на Волжском автозаводе в конце 80-х как предельно дешевый и экономичный автомобиль для небогатого советского покупателя. Концепция, конечно, перекликалась с идеей японских кей-каров: минимальные габариты, мизерный расход. Но если в Японии такие машины - технологичные игрушки для города, то у нас «Ока» стала символом вынужденной практичности, первым авто для многих в тяжелые 90-е. Почему же «для Японии»? А вот здесь начинается ирония судьбы. Своей выживаем

История «Оки» — мини-автомобиля для Японии

История «Оки» — мини-автомобиля для Японии

Представьте себе обычную двухполосную улицу в Токио. Пробка, теснота, вечный дефицит парковочного места. И вот между обычными седанами юрко проскальзывает крошечная машинка, похожая на аккуратную жестяную коробочку на колесах. Это кей-кар, японский национальный класс автомобилей. А наш герой - «Ока», пожалуй, самый яркий и «наш» представитель этого племени в России. Как же так вышло?

Не японец, но в душу

Строго говоря, «Ока» (ВАЗ-1111) никогда не создавался для Японии. Его придумали в СССР на Волжском автозаводе в конце 80-х как предельно дешевый и экономичный автомобиль для небогатого советского покупателя. Концепция, конечно, перекликалась с идеей японских кей-каров: минимальные габариты, мизерный расход. Но если в Японии такие машины - технологичные игрушки для города, то у нас «Ока» стала символом вынужденной практичности, первым авто для многих в тяжелые 90-е.

Почему же «для Японии»?

А вот здесь начинается ирония судьбы. Своей выживаемостью в постсоветское время «Ока» во многом обязана именно японским двигателям. Родной мотор ВАЗ был, скажем так, не самой сильной стороной машины. И народные умельцы быстро сообразили, что идеальный донор - японские малолитражки, особенно Daihatsu. Их двигатели были надежнее, мощнее и отлично влезали под крошечный капот. «Ока» с японским «сердцем» превращалась в юркого и бодрого городского зверька.

Но главная параллель с Японией - философская. «Ока» идеально вписалась бы в их городскую среду. Ее габариты (чуть более 3 метров в длину!) - мечта для узких улочек и микроскопических парковочных карманов. Скромный аппетит - да он просто создан для страны с дорогим бензином. По сути, мы нечаянно создали идеальный кей-кар, но для другой экономической реальности.

Легенда скромности

У «Оки» нет статуса культового ретро, как у «Жигулей». Ее не восхваляют за дизайн или комфорт. Ее ценят за другое - за стойкость. За то, что она была там, где другая машина не пролезет и не встанет. За то, что позволяла ехать, когда денег хватало только на литр бензина. Она научила миллионы людей не пафосу, а самой сути владения автомобилем: свободе перемещения на четырех колесах, какой бы маленькой она ни была.

Сегодня «Ока» - почти музейный экспонат. Но глядя на нее, понимаешь одну простую вещь. Идеи, рожденные в разных уголках планеты, иногда поразительно похожи. Японцы создали кей-кар из изобилия технологий и дефицита пространства. Мы создали «Оку» из дефицита всего. Но суть одна: настоящая полезность автомобиля измеряется не размерами, а его способностью решать задачи своего владельца. И с этой задачей наша маленькая «жестянка» справилась на все сто. Может, она и не покорила Японию, но точно завоевала право на свою, очень теплую, страницу в истории.