В настоящее время единственное надежное убежище от реальности — книги. Читаю много и разное. Невольно появляются вопросы, приходится искать ответы (иначе внутренняя бабМаня спать не дает). Неожиданно всплыли князь Вяземский и литературное общество Арзамас.
Поэт «светского стиля» Петр Андреевич Вяземский (1792–1878) родился в Москве у князя Андрея Вяземского и его жены ирландки Дженни О’Рейли. История их знакомства и женитьбы весьма необычна. Дама развелась со своим мужем-французом, чтобы соединиться с любимым. Сам же князь Андрей пошел наперекор воле родителей. Сыну Петру исполнилось 10 лет, когда умерла мать. Еще через 5 лет умер отец, и Петр Вяземский остался сиротой. Опеку над ним поручили Н.М. Карамзину, женатому на сводной сестре молодого князя.
Юноша получил прекрасное образование. С 1809-го он регулярно публиковал стихи в известных журналах. Когда началась Отечественная война, Петр Андреевич вступил в полк М. Дмитриева-Мамонова (недавно писала о нем), служил адъютантом Милорадовича, участвовал в Бородинском сражении (под ним убило лошадь), спас раненого генерала А.Н. Бахметева. За личную храбрость его наградили орденом Святого Владимира 4-й степени. Считают, что воспоминания князя использовал Л.Н. Толстой, когда писал «Войну и мир».
К середине 1810-х Вяземского считали самым перспективным молодым поэтом России. Слава пришла к нему, когда он участвовал в литературном клубе «Арзамас» (Арзамасское общество безвестных людей, 1815–1818). Символ московского кружка — огромный арзамасский гусак — фигурировал на печатях, его подавали жареным на заседаниях. Общество поставило перед собой весьма непростую цель противостоять архаическим литературным вкусам. Это вылилось в «полномасштабное» сражение, названное позднее «гусиной войной».
В боевых действиях участвовали два общества — «Арзамас» и «Беседа (любителей русского слова)» (основана А.С. Шишковым в 1811-м, в него входили Г.Р. Державин, Н.И. Гнедич, И.А. Крылов). Повод нашелся легко. 9 ноября 1815 года состоялась премьера комедии А. Шаховского «Липецкие воды, или Урок кокеткам». В образе поэта Фиалкина автор высмеял В.А. Жуковского и его балладу «Светлана».
Члены общества «Арзамас» имели прозвища: Василий Жуковский — Светлана, Сергей Уваров — Старушка, Александр Пушкин — Сверчок, Вяземский — Асмодей, Денис Давыдов — Армянин, Василий Пушкин — Вот, Александр Тургенев — Эолова Арфа. Заседания проходили раз в неделю. Постепенно встречи из буффонады превратились в серьезные обсуждения литературных произведений и политических тем, члены общества планировали издавать журнал.
Деятельность «Арзамаса» прекратилась в 1818 году после распада «Беседы». Возможно, его ускорили цензура и внутренняя политика. Члены общества разъехались по новым местам учебы и службы.
В 1817-м в «Арзамас» входили будущие лидеры декабристского движения Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов, Н. М. Муравьев. Они уже состояли в «Союзе спасения» (первая тайная организация 1816–1818 гг.). Под их влиянием «Арзамас» и перешел к темам пропаганды реформ, конституции, отмены крепостного права. 29 сентября 1817-го Н. Тургенев записал в дневнике: «Мы отклонились от литературы и заговорили о политике внутренней. Все согласны в необходимости уничтожить рабство».
В 1818-м Вяземский служил в качестве переводчика в Варшаве. Он перевел полную либеральных обещаний речь Александра I, редактировал и доработал проект конституции П.И. Пешар-Дешана. Император высоко оценил деятельность князя: в 1819-м ему присвоили сначала чин надворного, а затем и коллежского асессора (равен полковнику, обычно между ними проходило не менее 6 лет). Петр Андреевич вступил в ложу Северного Щита, Общество добрых помещиков и подписал прошение императору об освобождении крестьян. Александр I отказался от масштабных реформ, и разочарованный Вяземский высказывал свое мнение в частных письмах, стихах и беседах. Как следствие, ему запретили возвращаться в Польшу, когда в апреле 1821-го он находился в отпуске на родине, и обиженный князь подал прошение об отставке. Император просьбу удовлетворил, и отправил вольнодумца в Москву под надзор полиции (1821–1828).
Проживал князь в своем доме (сохранился по настоящее время, находится по адресу Вознесенский переулок, дом 9, строение 4). Вяземский писал в «Московском телеграфе», переводил стихи и сонеты Адама Мицкевича, издал «Бахчисарайский фонтан» Пушкина.
В 1830-х Петр Андреевич продолжил служить в Министерстве финансов. Его неоднократно награждали чинами и орденами. Князь не оставлял литературной деятельности, был одним из основателей Русского исторического общества (1866).
Хорошо известна переписка Вяземского и Пушкина. Однако не всегда исследователи упоминают, что жена Петра Андреевича (княгиня Вера Федоровна Вяземская) была близкой подругой поэта. Он просил ее стать посаженой матерью, когда венчался с Н.Н. Гончаровой. Сохранилось 6 писем Пушкина и 4 приписки в посланиях к ее мужу. Вера Федоровна знала о дуэли с Дантесом, дежурила у постели умирающего.
В настоящее время Петра Андреевича Вяземского редко вспоминают как талантливого поэта. Вместе с тем невозможно отрицать, что он сыграл огромную роль в становлении русской национальной литературы.
#лера_пишет #бета_сказка