Найти в Дзене
Наблюдательница жизни

Опасная невеста

— В ней много для взора и шиш для кармана, — писал Соболевский про светскую красавицу Аврору Шернваль. Колкая эпиграмма попадала в самую суть восприятия Авроры в глазах столичного общества. Ослепительная, классическая красота девушки превратила ее в музу для поэтов. Нам сияет Аврора,
В солнце нужды нам нет:
Для души и для взора
Есть и пламень, и свет (эпиграмма Петра Вяземского) Но у девушки был существенный недостаток — она была бесприданницей. Благодаря званию фрейлины, у нее имелось приличное жалование, но для женихов из высшего света этого было мало. К тому же за Авророй закрепилась слава опасной невесты. К двадцати семи годам Аврора Шернваль была чудо как хороша собой. В ее печальном взгляде читалась пережитая трагедия. В 1834 году, в день свадьбы, скончался жених Авроры — Александр Муханов. Молодому человеку был тридцать один год. Он находился в расцвете сил, но оказался небрежен к собственному здоровью. Поездки по зимнему Петербургу в тонкой шинели оказались губительными для

— В ней много для взора и шиш для кармана, — писал Соболевский про светскую красавицу Аврору Шернваль.

Колкая эпиграмма попадала в самую суть восприятия Авроры в глазах столичного общества. Ослепительная, классическая красота девушки превратила ее в музу для поэтов.

Нам сияет Аврора,
В солнце нужды нам нет:
Для души и для взора
Есть и пламень, и свет (эпиграмма Петра Вяземского)

Но у девушки был существенный недостаток — она была бесприданницей. Благодаря званию фрейлины, у нее имелось приличное жалование, но для женихов из высшего света этого было мало. К тому же за Авророй закрепилась слава опасной невесты.

Портрет Авроры Карловны. 1837 год. Художник Брюллов Карл Павлович
Портрет Авроры Карловны. 1837 год. Художник Брюллов Карл Павлович

К двадцати семи годам Аврора Шернваль была чудо как хороша собой. В ее печальном взгляде читалась пережитая трагедия.

В 1834 году, в день свадьбы, скончался жених Авроры — Александр Муханов. Молодому человеку был тридцать один год. Он находился в расцвете сил, но оказался небрежен к собственному здоровью. Поездки по зимнему Петербургу в тонкой шинели оказались губительными для него.

Потрясенная произошедшим, Аврора уехала сопровождать тело Муханова в его родовое имение, и задержалась там на пару лет.

Пока девушка отсутствовала в Петербурге, молва превратила ее в опасную невесту. Люди вспомнили, что еще до Муханова к ней сватался некий Карл Маннергейм, но свадьба по непонятным причинам не состоялась. Чтобы напустить мрачности, кто-то пустил, будто и Карл испустил дух перед венчанием.

Получалась пугающая картина, что женихов Авроры ждет незавидная судьба. Однако поклонников красавицы это не отпугивало. Когда она вновь вернулась в столицу, то вокруг нее по-прежнему вились ухажеры, соревновавшиеся, кому она первым окажет честь танцевать на балу.

В иллюстративных целях. "Бал у княгини А.Ф. Барятинской". Вторая половина 1830-х. Художник Гагарин Григорий Григорьевич
В иллюстративных целях. "Бал у княгини А.Ф. Барятинской". Вторая половина 1830-х. Художник Гагарин Григорий Григорьевич

На одном из балов Аврора познакомилась с представительным Павлом Николаевичем Демидовым. Он настолько потерял голову от красавицы, что быстро сделал ей предложение. Она же так растерялась, что, к его удивлению, отказалась.

Удивление Демидова было понятным. Он был представителем одной из самых богатых семей в России. Его семейству принадлежали уральские заводы. Любая невеста была бы в восторге получить такого состоятельного жениха! Только не Аврора. Она помнила, по какой страстной любви собиралась замуж за Муханова. К Демидову девушка не чувствовала никаких романтических чувств. Выходить замуж по расчету ей не хотелось.

Когда до императорской семьи дошла информация, что девица Шернваль отказывает Демидову, то государь был встревожен. Дело в том, что младший брат Павла, Анатолий Демидов проживал в Европе, и получаемые в России доходы, тратил там. Была большая вероятность, что расстроенный отказом Павел, последует к брату, и большие капиталы плавно перетекут на чужбину.

Императрица Александра Федоровна лично поговорила с Авророй и убедила ее принять предложение Демидова.

— Вам почти тридцать лет. Такой шанс нельзя упускать.

Аврора с грустью выслушала императрицу. Она прекрасно понимала, что уже засиделась в девках. К тому же она давно проживала в семье своей сестры Эмилии, и пора было уже заводить собственный семейный очаг.

Демидов получил согласие на брак, а младший брат Муханова скорбно написал:

Она могла не любить своего мужа и, выходя за него, переносить свои думы в
прошлое; но тяжело сознавать, что достаточно соединить свою судьбу с
другим, чтобы увидеть его похищенным. Эта женщина - совершенство, она,
кажется, обладает всем для счастья: умна, добра, чиста сердцем, красива,
богата.
Павел Николаевич Демидов. Художник Веденецкий Павел Петрович
Павел Николаевич Демидов. Художник Веденецкий Павел Петрович

Осенью 1836 года сыграли свадьбу в Гельсингфорсе — финском городе, где Аврора проживала в детские и юношеские годы. В честь торжества был устроен грандиозный фейерверк, надолго запомнившийся местным жителям.

В качестве свадебного подарка невеста получила шкатулку из платины, на дне которой лежало восхитительное четырехрядное жемчужное ожерелье и великолепный бриллиант Санси.

Через несколько месяцев после венчания, Аврора поехала в гости в салон Соллогуба. У нее на шее сиял бриллиант Санси. Хозяин дома, увидев украшение, всплеснул руками и воскликнул:

— Аврора Карловна, помилуйте! Мои гости разбегутся при виде вас и камня.

Демидова смущенно улыбнулась и поспешно сняла ожерелье.

У камня была увлекательная история. Он переходил из рук в руки. Его владельцами были Карл Смелый, Генрих III, король-солнце Людовик XIV и Мария-Антуанетта. Забегая вперед скажу, что в 1865 году Санси был продан за 100 000 фунтов.

-4

Авроре было тяжело привыкнуть к мужу, но она справилась.

Демидов оказался противоречивой личностью. Он мог быть необыкновенно щедрым, а потом внезапно демонстрировал странную прижимистость. Красота Авроры вызывала в нем благоговение, и он изнывая от ревности, приказал чернокожему слуге всюду ходить за женой. И в то же время Павел любил, когда супруга носила открытые наряды и окружающие могли оценить безупречную белизну ее плеч.

У Демидова была разновидность обсессивно-компульсивного расстройства. Он терпеть не мог касаться металлических предметов, а если прикосновение происходило, то старался как можно скорее вымыть руки. Авроре тоже приходилось постоянно мыть руки. В конце концов она поняла, что ей проще везде появляться в белых перчатках, тогда ее муж мог быть спокоен за чистоту ее рук.

Долгие месяцы Авроре не удавалось забеременеть, но в 1839 году, она, наконец-то, оказалась в интересном положении. В октябре, в немецком городке Веймар госпожа Демидова произвела на свет наследника. Мальчика нарекли в честь отца — Павлом.

Портрет Авроры Карловны Демидовой с сыном Павлом. Художник Лаура Юссе де Леомениль
Портрет Авроры Карловны Демидовой с сыном Павлом. Художник Лаура Юссе де Леомениль

Теперь, казалось бы, что дом Демидовых — полная чаша. Павел Николаевич был счастлив и горд. Он активно делал пожертвования нуждающимся, занимался детской больницей, которую учредил на пару с братом, заботился о созданном ими Приюте для бедных и успевал вникать в дела уральских рудников. Темп жизни был бешеный, времени на отдых было мало.

Демидов себя не щадил, и это скоро стало сказываться на здоровье. Аврора была обеспокоена, тем, что муж начал резко сдавать.

Приглашенный врач советовал больше отдыхать, но разве возможно заставить деятельного человека, истинного трудоголика, спокойно лежать в постели, когда у него тьма незавершенных дел и бесконечные планы? Конечно, он думал, что все хвори несерьезные и скоро пройдут. Увы, все оказалось слишком серьезно.

В марте 1840 года Демидов скончался от сердечной недостаточности. На момент ухода из жизни ему был сорок один год.

Аврора была подавлена горем. Она успела полюбить мужа, и его уход стал для нее ударом. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что она носила траур шесть лет! На протяжении всего этого времени эта красивая женщина лишила себя роскошных нарядов, облачившись в темное вдовье платье.

Художник Винтерхальтер Франсуа Ксавье. К сожалению, репродукция лишь такого качества
Художник Винтерхальтер Франсуа Ксавье. К сожалению, репродукция лишь такого качества

Чтобы отвлечься от переживаний, Аврора решила себя посвятить делам мужа. Она отправилась на Урал, чтобы лично вникнуть в дела заводов. По инициативе Демидовой рядом с заводами были построены родильный дом, богодельня и несколько школ. Кроме того, она организовала специальный фонд, откуда шли выплаты людям, покалечившимся на заводах.

Спустя годы Мамин-Сибиряк, общавшийся с людьми, знавшими Демидову, написал:

Аврора Карловна как никто из прежних владельцев умела обращаться с людьми. Она была необыкновенно приветлива со всеми и занималась всевозможными вещами в жизни рабочих, бывала посаженной матерью на свадьбах, дарила бедным невестам приданое..

В 1846 году посетители светских салонов вновь вспомнили о ее роковой "финляндской звезде". До знати дошел слух, что вдова Демидова собирается замуж за молодого Карамзина — сына великого историка.

За спиной Авроры опять начались сплетни. Ее снова называли опасной невестой. Суеверное высшее общество видело в ней женщину, несущую своим избранникам несчастье. И все же, наперекор предрассудкам она сделала свой выбор и вступила в новый брак. Об этом можно прочитать в статье:

Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала.