Найти в Дзене

Бред и визионерство: где граница?

В лекции Василиса Капсамбелиса (французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13)), по психозам меня заинтересовало описание бреда как “самостоятельной психической деятельности, подобной таким видам деятельности, как любовь и творчество, но тем не менее, отличной от них”. Мне всегда было интересно, как отличить человека бредящего от визионера или философа, осененного новой идеей, которая настолько нова, что пугает широкие массы населения. Особенно актуально это становится в текущем информационном поле, когда видишь очередного харизматичного мессию в инстаграме со “свежими” идеями и задаешь себе вопрос — нормален ли он? Что же такое бред? Фрейд пишет [3]: “... некоторые анализы показали нам, что бред, словно поставленная заплата, встречается там, где первоначально возник разрыв в отношении Я к внешнему

В лекции Василиса Капсамбелиса (французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13)), по психозам меня заинтересовало описание бреда как “самостоятельной психической деятельности, подобной таким видам деятельности, как любовь и творчество, но тем не менее, отличной от них”. Мне всегда было интересно, как отличить человека бредящего от визионера или философа, осененного новой идеей, которая настолько нова, что пугает широкие массы населения. Особенно актуально это становится в текущем информационном поле, когда видишь очередного харизматичного мессию в инстаграме со “свежими” идеями и задаешь себе вопрос — нормален ли он?

Что же такое бред? Фрейд пишет [3]: “... некоторые анализы показали нам, что бред, словно поставленная заплата, встречается там, где первоначально возник разрыв в отношении Я к внешнему миру”. Т.е. бред это не случайная ошибка мышления, а защитный механизм психики, который возникает в ответ на внутренний конфликт. Но при этом это не просто “заплата”, а попытка восстановить утраченную связь с реальностью через новую систему, как мы видим в случае Шребера [2].

-2

Визионерство же (от лат. visio — «видение») — это способность переживать и транслировать интуитивные, символические или сверхчувственные образы, которые выходят за рамки обыденного опыта, но при этом сохраняют связь с культурными, духовными или творческими системами. Визионерские переживания включают в себя мистические озарения (религиозные пророки), художественные озарения или научные инсайты (Менделеев с таблицей, которая приснилась ему во сне).

Сначала рассмотрим, что между ними общего.

И бред и визионерство всегда вызывают страх или восхищение (а иногда оба этих чувства) и выходят за пределы обычного восприятия, создавая альтернативную реальность. Например, бредящий Шребер верит, что его «превращают в женщину для спасения мира» [2], а художники-визионеры Сальвадор Дали и Иероним Босх создают картины с сюрреалистичными образами на грани галлюцинаций.

Как и бред, визионерские откровения часто непонятны другим — например, при создании бизнеса с “нуля” идея бизнеса может быть понятна только основателю. Уникальны также мистические опыты — примерами таких опытов служат книги Карлоса Кастанеды или “Красная книга” Юнга, в которой Юнг в течении 16 лет записывал свои истории встречи с бессознательным — сомневаюсь, что большинство людей могут погрузиться на такую глубину.

-3

Как и в случае бреда — у убежденного визионера может отсутствовать амбивалентность относительно того, что он говорит, и сохраняться довольно высокий уровень возбуждения при донесении своих идей.

Тем не менее, визионерство все-таки отличается от бреда тем, что визионер:

  1. Может вернуться в реальность — в отличие от бреда, который путает правду с реальностью и оторван от нее [1]. Юнг в “Красной книге” фиксирует диалоги с архетипами, но сохраняет научный подход. Ницше в “Как говорил Заратустра” выдвигает передовые идеи, но сохраняет стройный философский стиль донесения своих мыслей.
  2. Коммуницирует свои идеи другим в понимаемой форме. Визионерские видения могут быть переданы и транслированы другим (Евангелие от Моисея), в отличие от бреда, который носит субъективный характер [2].
  3. Созидает, в отличие от бредящего, испытывающего психоз в связи с защитой от распада.

Другими словами, визионерство — это мост между бессознательным и культурой. Визионер прорывается за занавес реальности, чтобы принести оттуда прорывные идеи и адаптировать их в мире людей, тогда как бред — тупик субъективной реальности. Но справедливости ради замечу, что бывают пограничные случаи. Например, Ван Гог отрезал себе ухо и принес брату Тео, а Ницше к концу жизни сошел с ума. Кажется, что грань между этими визионерством и бредом довольно тонка, и бывают случаи, когда визионер переступает ее и сходит с ума. Но, возможно, не обладая такой хрупкой психикой, эти люди и не создавали бы таких шедевров.

Список литературы:

  1. Капсамбелис, В. (2025). Психозы, 10.03.2025. Высшая школа экономики.
  2. Фрейд, З. (1911). Психоаналитические заметки об автобиографическом описании случая паранойи (Dementia paranoides).
  3. Фрейд, З. (1924). Невроз и психоз.