Найти в Дзене
Пончик с лимоном

Доверчивая

Зима в Питере в этот раз была не снежной, а дождливой. Риту ничего не радовало. А еще сессия приближалась… И бабушки нет, некому Риту подбодрить. Бабушки не стало, а вместе с ней исчезла и та невидимая нить, которая привязывала Риту к родному дому. У девушки осталась квартира. Там. Далеко. В Питере она жила в общаге. И все равно чувствовала себя бездомной… Именно поэтому она согласилась на приглашение двоюродной тети Светы, которая жила где-то на окраине, в районе, который Рита смутно помнила по редким визитам в детстве. Это была не столько радость от встречи, сколько тщетная попытка создать видимость того, что она кому-то нужна. Тащиться в свою квартиру, где никого больше нет, было страшно. - Заходи, заходи! - встретила ее тетя. Рита приехала под самый Новый год, днем 31-ого числа, сдав 30 декабря последний зачет. Квартира была полна людей. Тетя любила справлять праздники дома. И, чем больше народу, тем веселее. - Вот, Валера, смотри, кто приехал, - Света подпихнула Риту к дяде Валере

Зима в Питере в этот раз была не снежной, а дождливой. Риту ничего не радовало. А еще сессия приближалась… И бабушки нет, некому Риту подбодрить. Бабушки не стало, а вместе с ней исчезла и та невидимая нить, которая привязывала Риту к родному дому. У девушки осталась квартира. Там. Далеко. В Питере она жила в общаге. И все равно чувствовала себя бездомной…

Именно поэтому она согласилась на приглашение двоюродной тети Светы, которая жила где-то на окраине, в районе, который Рита смутно помнила по редким визитам в детстве. Это была не столько радость от встречи, сколько тщетная попытка создать видимость того, что она кому-то нужна. Тащиться в свою квартиру, где никого больше нет, было страшно.

- Заходи, заходи! - встретила ее тетя.

Рита приехала под самый Новый год, днем 31-ого числа, сдав 30 декабря последний зачет.

Квартира была полна людей. Тетя любила справлять праздники дома. И, чем больше народу, тем веселее.

- Вот, Валера, смотри, кто приехал, - Света подпихнула Риту к дяде Валере, - Наша Риточка!

По сути, сплавляя девушку ему. Дядю Валеру Рита хоть немного знала, он родной брат Светы и человек, который когда-то зарабатывал на хлеб мелким ремонтом - его бабушка часто звала что-нибудь починить за разумную плату. Да и родственнику копеечка.

- Привет. Как бабушка? - нелепая ситуация, - Ох, прости, я забыл. Старею уже.

- Все в порядке, я не обижаюсь, - ответила Рита.

Бабушка, когда уже болела, подготавливала Риту к тому, что полагаться нужно на себя. Люди посочувствуют и забудут, а справляться придется самой.

В течение следующих дней Рита старалась быть полезной: помогала накрывать на стол, мыла посуду, но чаще всего ее старания оставались незамеченными.

Все разговоры крутились вокруг Валеры и его развода.

Просто герой дня.

- Ну как тебе у нас? - спросила Света, кутаясь в старый халат, когда зашла к Рите на балкон.

- Хорошо, - честно ответила Рита, - Хоть праздник чувствуется…

- Кому праздник, а кому и не очень.

- Почему “не очень”? - спросила Рита, - Хороший у вас получился Новый год.

- Да я не об этом, - тетя смахнула снег с перил, - Я про Валеру все думаю… Какая же его бывшая с***… Извини меня, Рит, но по-другому не скажешь. Полжизни с ним прожила, и одним днем выгнала. Двадцать семь лет! Двадцать семь лет брака, Рит! Квартиру отобрала, дети с ним не общаются… И что теперь? Он уже не мальчик, чтобы начинать все с нуля. Ему же скоро шестьдесят стукнет! Куда ему идти?

Рита сочувственно что-то промычала. Во многом она разделяла горе дяди Валеры. Только с жильем у нее проблем нет, а вот чувство одиночества и ненужности давит, как огромный пресс…

Света поправила шапку, которую наспех надела на голову, когда вылезала на балкон.

- Очень жаль… - сказала Рита.

- Вот и ночует он у нас на раскладушке в коридоре. Спина у него болит. Мне тоже его до слез жалко. Представляешь, остаться одному, когда тебе за пятьдесят, и некуда пойти?

Представляла. Да, это было ужасно. Бабушка всегда говорила, что надо держаться за родню, что, пока у тебя есть близкие, ты не пропадешь. Вот у дяди Валеры хоть сестра есть, а то бы пропал…

- Бедняга, - прошептала Рита.

- Вот именно. Такая несправедливость…

Следующие дни прошли в каком-то заторможенном состоянии. Новогодние, пышные застолья сменились остатками салатов на завтрак и обед. Рита, хоть и чувствовала себя не слишком в своей тарелке, старалась быть позитивной, со всеми болтать, так сказать, влиться в компанию. Но ей уже через два дня уезжать, экзамены начинаются.

Когда Рита уже собирала свои котомки, к ней постучался дядя Валера. Он выглядел чуть лучше, чем в первые дни, но видно было, что прошлый год его хорошо так потрепал.

- Рита, можно тебя на минуту?

- Конечно.

В коридоре Света уже мыла полы, поэтому разговаривали они в комнате.

- Послушай… То… Ну это… Ты же в Питер опять уедешь?

- Да. Я еще учусь.

- И долго тебе учиться?

- Полтора года.

- Можно я тебя попрошу, Рит? Просьба серьезная, но мне больше не к кому обратиться. Мне совершенно негде жить. Я не могу все время обременять Свету. Можно я пока поживу у тебя в квартире? Квитанции оплачу, порядок наведу. А, как тебе квартира понадобится, так сразу и съеду.

Если так пораскинуть, то Рита не видит в этом проблему. Квартира пустует, а так даже безопаснее, если там будет кто-то жить. А ей еще больше года учиться, и общага ее вполне устраивает. А жить в бабушкиной квартире самой или продавать и покупать что-то в Питере - об этом она подумает после диплома.

- Почему нет? - улыбнулась Рита, - Если вы обещаете ее не спалить, то живите, конечно. Пока что я продавать ее не думала.

- Все будет в целости и сохранности! - радостно пообещал он, - Спасибо, я и не думал, что согласишься…

Уехала она веселая. Доброе дело сделала. В общем-то, ничего и не сделала, только ключи отдала, но плюсик себе в карму заработала, человеку помогла, родному причем.

Начались экзамены. Сессия, потом новый семестр. Жизнь в Питере завертелась, как маховик. Раз в месяц Рита разговаривала либо с дядей, либо звонила тетя Свете, чтобы узнать, как там дела у Валеры.

- Как квартира, тетя Света? Вы не заглядывали туда?

- Ой, Рит, не волнуйся ты! Он там сидит как мышка. Все хорошо, говорит, тишина, красота. Мебель какую-то докупил. Я хоть и не против была, чтобы он у нас жил, но все же лучше жить отдельно.

Рита успокоилась. Ну вот, значит, она все сделала правильно. Помогла человеку в беде.

Прошло полтора года. Скоро диплом защищать. Все шло по плану, и она уже начала присматриваться к объявлениям о продаже квартир в Питере, но внезапно ей позвонили из полиции.

Холодный голос назвал адрес бабушкиной квартиры.

- В вашей квартире произошла драка, тяжкие телесные. Чем раньше вы приедете, тем лучше.

Рита не помнила, как добралась до вокзала. Она отменила все дела, пропустила пары, собрала вещи за пятнадцать минут, на ходу пытаясь вспомнить, когда в последний раз разговаривала с дядей Валерой (кажется, месяц назад, и все было “тихо и хорошо”).

На вокзале она поймала такси и поехала домой.

Естественно, никакой полиции в подъезде уже и в помине не было, это надо в отделение ехать.

Рита, глубоко вдохнув, открыла дверь родной квартиры.

И провалилась в какой-то кошмар.

Стены в гостиной были забрызганы темными, засохшими пятнами. На полу - осколки стекла, пустые бутылки, следы обуви, которые явно принадлежали не аккуратному Валере. Диван, который бабушка купила еще в восьмидесятых, был распорот. Из него торчал наполнитель. А кресел в квартире теперь не было вообще.

На кухне все оказалось еще страшнее.

- Нарисовалась! - произнес кто-то в коридоре.

И Рита закричала от испуга.

- Тетя Зина!! Зачем вы так подкрадываетесь… Боже, вы знаете, что тут произошло?

Но тетя Зина, которая всегда, даже когда Рите уже было пятнадцать, угощала ее конфетками и прикрывала перед бабушкой, если вдруг она загулялась, сейчас прожигала ее взглядом.

- Наконец-то хозяйка нарисовалась, говорю! А то мы искали, искали, а тебя все нет и нет!

- Почему вы к моему дяде не подошли? - растерялась Рита.

- К какому из них? - сверкала глазами тетя Зина, - У тебя их, судя по всему, штук сто.

- Я не понимаю…

- Что тут понимать? Видела я, как в твоей квартире каждую неделю эти физиономии менялись! Мужики, девицы, шум стоял такой, что и в берушах спать невозможно! Вечеринки по ночам! Вот я и спрашиваю - к кому из них надо было подходить, если они всегда были разные?

- Я только дяде Валере разрешила тут пожить, потому что ему пойти было некуда…

- Значит, твой дядя Валера тут ночлежку и устроил. То одни, то другие, а жаловаться некому! Заработал, видимо, твой дядя на твоей доверчивости. А пострадали мы!

Добрая душа. Бабушка, которая учила ее помогать, просто не учла, что иногда и родственники могут быть худшими врагами. Пожалела на свою голову бездомного дядю.

Рита вернулась в квартиру.

Конечно, Валера ей не отвечал, зато ответила тетя Света.

- И по какому поводу ты мне названиваешь? - грубо спросила тетка.

- Вы знали, что Валера в квартире устроил? - сразу спросила Рита, - Я приехала домой, а тут разгром. Драка была. Из полиции звонят. Мне только что соседи рассказали, что дядя Валера квартиру посуточно сдавал!

Пока говорила, она все еще надеялась, что тетя не знала. Да, не проверяла брата, не заходила к нему, да, врала Рите, что все под контролем, но хотя бы не знала, что тут творится.

Но тетя ответила:

- …И что?

- И что? Тетя Света, вы знали?

- Я знала, что он с трудом сводит концы с концами после развода, - парировала Света, - А ты чего хотела, Рита? Да ты сама-то посуди. Тебе сколько? Двадцать один? Ты еще институт не окончила. Работать толком не начала. А у тебя уже есть квартира! Шикарная трешка! Многие на такую всю жизнь зарабатывают. Ты что, серьезно думала, что мы тут все будем тебе сопли вытирать, пока ты учишься, а ты будешь жизни радоваться? Валера немного подзаработал. Ему не так повезло в жизни, как тебе. Что, твоя квартира от этого развалилась??

- Да тут целой мебели не осталось! Ремонт делать надо!

- Ой, ну надо же! Ремонт! Ты молодая, у тебя ноги и руки есть! Поработай, заработай на ремонт! Или продай так и поезжай в свой Питер.

- Я хочу, чтобы он оплатил ремонт!

- Обойдешься и без ремонта! - рявкнула Света, - Хватит тебе этого подарка от бабушки. Пора самой что-то делать, а не только ждать, пока тебе все даром принесут на блюдечке.

И Риту банально послали. Недалеко, но конкретно.

Она провела в квартире еще три дня, ожидая Валеру. Приходили полицейские, задавали вопросы, фиксировали ущерб. Они были вежливы, но дали Рите понять, что она может “играть в догонялки” с Валерием очень долго. А Валера испарился, как будто его и не было.

На четвертый день, когда она уже собиралась возвращаться в Питер, ведь защиту диплома никто не отменял, к ней заглянула подобревшая тетя Зина.

- Уезжаешь?

- Ага, - кивнула Рита.

Тетя Зина вошла, наконец-то, увидев весь мастаб трагедии, и протянула:

- Ну надо же… а квартира была хорошая.

И Рита расплакалась.