У российских инвесторов нет доступа к ценным бумагам, хранящимся в европейских и американских депозитариях — дивиденды по акциям и купонные выплаты по ним заморожены. Однако, как считают профессионалы рынка инвестиций, выбрав правильную стратегию, россияне могут преумножать свои накопления. Эксперт по инвестициям, партнер Skyfort Capital Павел Бережной рассказал «Москвич Mag», как в условиях экономической турбулентности сохранить активы, изменится ли в ближайшем будущем валютный курс, где стоит покупать недвижимость и в какие ценные бумаги вкладываться.
На каких инвестициях россияне потеряли из-за санкций больше всего?
По многим из замороженных активов поданы заявки в национальные регуляторы на индивидуальные лицензии на разблокировку. Если человек не под персональными санкциями, шанс получить имущество есть, но это очень долгий процесс. Больше всего россияне потеряли на высокотехнологичных акциях США и европейских и американских облигациях. Они лежат в депозитариях, доступа к которым после 2022 года у российских владельцев ценных бумаг нет. Заморожены активы на сотни тысяч и на миллионы долларов. К обычному рыночному риску — бумаги могут упасть в цене — добавились и другие: эти бумаги нельзя продать, нельзя получить дивиденды или купонные выплаты.
Когда инвесторы получат доступ к своим бумагам, то купоны и дивиденды за период заморозки активов им выплатят. Что же касается компенсации морального ущерба или упущенной выгоды — большой вопрос. Возможно, если они подадут коллективный иск (class action lawsuit) на возмещение морального ущерба и кейс получит достаточный вес, то депозитарии их тоже выплатят. Но, на мой взгляд, это будет долгий процесс с неочевидным результатом.
Как изменились инвестиционные портфели россиян с учетом ситуации?
Проблемы, связанные с санкциями, решаются с помощью ВНЖ или второго гражданства: резидентство другой страны дает возможность покупать иностранные ценные бумаги в дружественных юрисдикциях. Это возможность диверсифицировать страновые риски. Но то, как формируется итоговый портфель, зависит от нескольких факторов. В первую очередь от цели. Что инвестор хочет получить в итоге — пассивный доход, сохранение инвестиций или относительно быстрый, но рискованный заработок? Исходя из этих целей инвестору предложат портфель тех или иных активов.
Не менее важный момент — это структура владения капиталом. Например, у человека в России есть банковский счет, есть брокерский счет, есть недвижимость, а за рубежом — трастовая структура в Эмиратах или фонд, который через пару десятков лет можно будет передать наследникам.
У клиентов мы наблюдаем сейчас недовес в российских акциях. На внутреннем рынке практически нет катализаторов роста, и люди предпочитают не вкладываться в высокорисковые акции, выбирая облигации, которые дают стабильный доход с меньшим риском. У многих до 15% портфеля составляют драгоценные металлы, порядка 5% — криптовалюты, 15–20% — недвижимость.
Со всей этой турбулентностью и регуляторными ограничениями многие клиенты стали чрезвычайно осторожны и планируют на очень короткий период, буквально на год-два.
По иностранным инвестициям наша компания придерживается консервативных взглядов: хедж-фонды, которые могут зарабатывать при любых движениях рыночных активов, и качественные облигации как российских, так и зарубежных эмитентов. Недвижимость во Вьетнаме, Саудовской Аравии, Индонезии, Турции, ОАЭ — все очень зависит от города. Если говорить про валюты, то я рекомендовал бы обратить внимание на индийскую рупию.
Какие вложения по итогам 2025 года оказались самыми прибыльными?
В тройке лидеров по прибыли оказались золото, российские облигации, они очень интенсивно росли в последний год, и акции развивающихся стран — Индии, Вьетнама, Тайваня.
Какой сейчас горизонт инвестирования у российских клиентов?
Горизонт планирования сократился еще в ковид, а после 2022 года стал еще меньше. Есть такое выражение: Deer in the headlights (олень, замерший в свете фар), оно очень точно описывает состояние человека, который от сильного шока не в силах двигаться и ясно мыслить. Люди перестали понимать, выводить ли все из России или, наоборот, из Европы. Со всей этой турбулентностью и регуляторными ограничениями многие клиенты стали чрезвычайно осторожны и планируют на очень короткий период, буквально на один-два года, не больше.
В долгосрочной перспективе это негативно скажется на доходности портфелей. Инвесторы не будут вкладываться в серьезный бизнес, где окупаемость — 5–10 лет, максимум дом построят и квартиру купят, но, скажем, в сельское хозяйство, новое производство или медицинскую клинику инвестировать не станут — очень длинный цикл. Из-за этого они упускают хорошие возможности, которых сейчас тоже немало. Многое зависит и от размера капитала: если у клиента есть 500 млн рублей, то 50 млн он может вложить в проект со сроком окупаемости пять лет, а если его капитал всего 100 млн, то вряд ли. Он скорее эти деньги на депозит положит.
Изменился ли подход к управлению капиталами после 2022 года?
Я бы сказал, что основные изменения начались еще раньше — со времен пандемии ковида. До пандемии основные задачи инвестиционных советников и управляющих, которые работали с владельцами российских капиталов, заключались главным образом в поисках новых инвестиционных решений и продуктов, а сейчас их скорее волнует не новый продукт, а вопросы инфраструктурного характера — куда перевести капиталы, в чем держать, что делать, чтобы сохранить, как разблокировать замороженные активы. Волатильный геополитический фон диктует новые правила в виде все новых ограничений, регулирования и комплаенса для инвесторов по всему миру.
Тихой гавани для владельцев российских капиталов больше не существует — необходимо постоянно быть в курсе того, что происходит в мире, и диверсифицироваться по рискам, валютам и географиям.
Какие юрисдикции заменили россиянам Лондон и Женеву?
Прежде всего Эмираты. Там достаточно понятное право и понятные требования банков к россиянам. Затем Маврикий, Гонконг, Сингапур, Казахстан и Киргизия. В некоторой степени Турция, Грузия и Армения. Но для каждой юрисдикции нужно иметь еще что-то кроме русского паспорта — вид на жительство или второй паспорт, документ, подтверждающий проживание на территории государства.
Может ли доллар в обозримом будущем утратить статус мировой валюты?
Вряд ли Америка обанкротится в ближайшей перспективе. Они напечатают ровно столько долларов, сколько захотят. Курс американской валюты регулирует только ФРС и никто больше. При этом валюта и казначейские инструменты Америки по-прежнему пользуются спросом у всех центробанков мира, а эмиссия новых долларов происходит только в США. Однако спрос на доллар как на резервную валюту постепенно снижается в глобальном масштабе, но тренд этот не быстрый.
Думаю, что в 2026-м мы увидим более слабый рубль и низкие ставки, и это должно помочь экономике.
Другое дело, если в Америке будет сильная инфляция и глобальные инвесторы не захотят держать долгосрочные американские бумаги. Текущие ставки по ним перестанут перекрывать инфляцию, но и это не дефолт. Поэтому я думаю, что слухи о крахе доллара сильно преувеличены.
Есть ли сейчас предпосылки для серьезного финансового кризиса в России?
Пока уместно говорить лишь о замедлении темпов роста, экономика как-то приспосабливается. Серьезного кризиса ждали еще два года назад, а его до сих пор нет, хотя дефицит бюджета достаточно серьезный. Да, экономике тяжело, экспортная выручка падает вместе с ценой на нефть.
Думаю, что в 2026-м мы увидим более слабый рубль и низкие ставки, и это должно помочь экономике. Базовый сценарий на 2026 год предвещает рост спроса на импорт и девальвацию национальной валюты, что в свою очередь позволит сбалансировать бюджет.
Как состоятельные инвесторы выбирают, кому поручить управление активами? Не занял ли еще эту нишу ИИ?
Когда речь идет о больших капиталах, определяющим становится не профессионализм инвестора, а доверие. Богатые люди должны быть уверены, что рядом с ними не поставщик услуг или продавец продукта, а trusted advisor — человек, который не украдет, не подставит и который по умолчанию будет решать еще много других, часто очень личных вопросов. Искусственный интеллект таким не может быть априори. А вот человеку, который занял позицию trusted advisor, без искусственного интеллекта сейчас никуда.
На Западе инвестируют практически все, от дворников до домохозяек.
Хотя небольшим клиентам ИИ может заменить специалиста по инвестициям и посоветовать, какие акции и облигации сейчас лучше всего приобрести. В США уже лет двадцать существует так называемый робоэдвайзинг — автоматизированный сервис по управлению инвестициями, где алгоритмы анализируют профиль клиента и формируют портфель из активов. Он заменяет традиционного консультанта, минимизируя человеческий фактор. Таких сайтов сейчас много, можно зайти на любой из них и задать параметры: сколько денег есть сейчас, сколько хочу получать и чего в принципе хочу достичь и как быстро — тебе сразу предложат варианты.
Какие ошибки чаще всего совершают состоятельные клиенты?
Одна из ошибок — это погоня за сверхдоходностью и поиск менеджера, который «побьет» рынок, хотя простая реструктуризация активов может принести больше денег. Например, на Кипре налог на прирост капитала в виде акций иностранных компаний и других ценных бумаг отсутствует, поэтому там выгоднее не покупать их напрямую, а владеть в определенной упаковке. Не все состоятельные инвесторы это понимают, потому что у них фокус на доходности, а не на оптимизации. Например, ты резидент Кипра и напрямую купил облигации США, и с тебя удержали 30% купонов. Но можно было совершенно законно избежать этих потерь. Еще одна ошибка — «влюбленность» в сомнительные проекты, в которые вкладываются сотни миллионов долларов с неясным исходом. Я знаю такие случаи.
Когда россияне массово заинтересуются инвестициями так же, как, например, в США?
Сложно сказать. На Западе инвестируют практически все, от дворников до домохозяек. Глобальный рынок робоэдвайзинга по итогам 2025 года составил 92,2 млрд долларов, а российский сегмент — всего 100–200 млрд рублей. При этом Россия по доходам букмекеров, например, уступает только США (17,3 млрд долларов), Великобритании (9,9 млрд) и Италии (4,6 млрд). Число зарегистрированных на Мосбирже инвесторов вдвое меньше, чем игроков в букмекерских конторах.
Россияне могут инвестировать в любые активы, но большинство предпочитают исконно русский авось — рулетку. Пока в нашей стране люди не заинтересуются финансовой грамотностью, не поймут, что даже небольшие, но грамотно вложенные деньги могут тебя прокормить, они сами будут кормить «ставки на спорт».
Фото: из личного архива Павла Бережного
Текст: Мария Ганиянц