Найти в Дзене
Стив Май

Ученик тоже человек

Как-то за проблемами образования, за реформами, мы стали забывать, что ученики - это тоже люди. Что и им свойственно ошибаться, испытывать эмоции (растерянность, страх, радость). Что у них есть какие-то внутренние мысли, кроме "когда уже звонок?" Этот момент я хотел бы сегодня обсудить. Сейчас в школе запрещено ошибаться. Формально, конечно, любой может ошибиться. Но в реальности ошибка будет иметь колоссальные последствия. Если ошибся, то учитель ставит "2". За "двойку" родителей вызывают в школу (ну, сейчас это всё через мессенджеры решают). Родители лишают компьютера/телефона/сладкого на неопределённый срок. А то и вовсе перестают любить. И это не говоря уж о том, что к "двоечникам" отношение, как к людям второго сорта. Социальная смерть. Ну, это в худшем варианте. Хотя, мне и такое приходилось наблюдать, когда даже "четвёрка" приводила к потере расположения родителей. В школе можно быть только идеальным. Всегда знать ответ. Ходить шагом. Носить форму и сменку. Участвовать в ол
Оглавление

Как-то за проблемами образования, за реформами, мы стали забывать, что ученики - это тоже люди. Что и им свойственно ошибаться, испытывать эмоции (растерянность, страх, радость). Что у них есть какие-то внутренние мысли, кроме "когда уже звонок?"

Этот момент я хотел бы сегодня обсудить.

О школе идеальных механизмов

Сейчас в школе запрещено ошибаться.

Формально, конечно, любой может ошибиться. Но в реальности ошибка будет иметь колоссальные последствия.

Если ошибся, то учитель ставит "2". За "двойку" родителей вызывают в школу (ну, сейчас это всё через мессенджеры решают). Родители лишают компьютера/телефона/сладкого на неопределённый срок. А то и вовсе перестают любить.

И это не говоря уж о том, что к "двоечникам" отношение, как к людям второго сорта.

Социальная смерть.

Ну, это в худшем варианте. Хотя, мне и такое приходилось наблюдать, когда даже "четвёрка" приводила к потере расположения родителей.

В школе можно быть только идеальным. Всегда знать ответ. Ходить шагом. Носить форму и сменку. Участвовать в олимпиадах, желательно, во всех. Делать проекты. Выполнять домашние задания. Учить стихотворения.

Право на ошибку

В большинстве случаев сейчас ситуация именно такова - ошибка не имеет других последствий, кроме описанных. Пока ошибка - это лишь повод снизить оценку (с вытекающими), права на ошибку дети лишены.

Но ошибка - это очень важный этап процесса. Любого. Особенно - процесса обучения.

Ошибка - это индикатор, что что-то идёт не так, что в этом месте нужно поработать. Если ошибка правильная, то она позволяет даже узнать, что именно идёт не так.

Это все как-то смутно понимают, не даром каждый год после экзаменов выходит разбор типичных ошибок ЕГЭ - такой делают как официальные лица, так и просто частные блогеры-репетиторы.

То есть, как бы, формально все имеют право на ошибку.

Но всё равно, в школе царит культ готовых правильных ответов, и тотальный запрет на ошибки.

Почему в школе боятся ошибок

Почему ученики боятся, я уже сказал: в основном, это связано с социальными последствиями формального снижения оценки. Хотя, конечно, есть и другие факторы, вроде дискомфорта вообще от собственной неполнозначности (раз я ошибся, значит, я ничего не стою).

Но ошибок боятся не только ученики. Учителя тоже. Основных страхов тут два.

Во-первых, учитель боится ошибки своего ученика точно по тем же причинам - это социальные/профессиональные последствия. Пожалуй, это сильнейший страх из всего. Не даром сейчас многие упрекают ЕГЭ в том, что учителя стали натаскивать на ЕГЭ вместо обучения. Ну, то есть, по смыслу - пытаются минимизировать ошибки учеников именно на экзамене. (Правда, как в этом виноват экзамен - не совсем понятно, потому что и к классическим экзаменам, к ДВИ и прочим олимпиадам точно так же натаскивали всю жизнь.)

Во-вторых, учитель боится, что с ошибкой что-то надо будет делать. Даже самый нерадивый учитель понимает, что если ученик ошибся, то мало ему поставить "2" за ошибку. Нужно ещё провести "работу над ошибками" - выяснить, чего ученик не понимает, и объяснить ему это. Казалось бы, нашли чего бояться - выполнения служебных обязанностей. Но проблема тут в том, что учеников очень много, а времени мало. И разобрать индивидуально каждую ошибку каждого ученика - просто невозможно. Остаётся либо игнорировать ошибку, либо сделать так, чтобы ученик сразу её не допустил.

Ученик тоже человек

Человек в принципе ничего никогда не делает безошибочно. Да, некоторые учатся на своих ошибках, а некоторые снова и снова наступают на те же грабли. Но ошибки есть у всех.

В школе введён тотальный запрет на ошибки со стороны всех участников процесса - учителей, администрации, родителей, самих учеников.

Возникает мощнейший диссонанс в душе ученика: он находится в школе, где формально - ошибка это обязательная и предусмотренная часть процесса, а с другой стороны ошибаться строжайше запрещено. Это как получить тотальный запрет на сладкое и поселиться на кондитерской фабрике.

Так как ученик тоже человек. И этот человек поставлен в заведомо противоречивые условия, в которых любое его действие приведёт к катастрофе, он начинает впадать в панику.

Кто как с этой паникой справляется. Но в целом у детей и подростков не так много средств для этого.

Нас же сейчас больше интересует другой вопрос.

Как ослабить давление безошибочности на ошибающегося ученика

Поменять систему мы не в состоянии. К этому надо стремиться, но это не одного десятилетия процесс.

Но можно помочь ребёнку справиться со страхом ошибки. И самое интересное, что можно даже помочь ученику справиться со страхом ошибки у учителя (мы помним, что учителя боятся ошибок своих учеников не меньше, а иногда даже больше).

Разумеется, тут не стоит говорить "не бойся ошибок". Это как кричать "без паники" во время пожара.

Тут можно предложить три направления.

Первое - ослабить последствия оценки. Это довольно трудный шаг, но возможный. В окружении ребёнка, в его референтной группе (так психологи называют тех, к чьему мнению мы прислушиваемся) должен быть человек, который полностью игнорирует социальные последствия ошибки. Я имею в виду оценку. Ну "2" - и "2". Что тут такого? И Пушкин "двойки" получал. Тут важна именно внутренняя установка, а не внешние проявления. Например, это может быть бабушка или один из родителей (папа может быть с ремнём, а мама всегда обнимет).

Конечно, напоминает систему "злой-добрый копы", но это лучше чем "злой коп и ещё злее".

Второе - это легитимизировать ошибки как таковые. Это уже гораздо легче, этим может заняться и учитель, и родитель, и кто угодно. То есть, мы не отменяем последствия ошибок вообще, а позволяем совершать ошибки, скажем, в определённых условиях.

Так поступают некоторые учителя. Они могут не снижать оценку, если ошибка допущена и исправлена. Кстати, ЕГЭ и ОГЭ придерживаются той же парадигмы - если ученик написал ошибочный ответ, его можно отменить по заранее определённой процедуре, и тогда в рассмотрение берётся только последний вариант ответа.

Можно пойти дальше. Можно не просто позволить ребёнку ошибаться (пусть и ограниченно), но показать, что ошибки важны в образовательном процессе.

А вот тут у тебя стёрто, что ты хотела написать?

Даже если учитель/родитель/репетитор не продолжит разговор после ответа на вопрос, это покажет ребёнку, что рефлексия ошибок - это естественное состояние в процессе обучения.

Ну и последнее - это научить ребёнка работать с его ошибками. Это не пресловутая "работа над ошибками", когда мы прописываем две строки словарного слова, или перерешиваем задачу. Это именно приёмы и методы понимания, из-за чего совершена ошибка. Это не должно быть оправданием, но должно быть анализом. Хотя бы самым поверхностным. Но этот анализ должен уметь проводить ребёнок сам.

Этот вариант, наверное, самый правильный, но он же и самый сложный. В фильме "Крепкий орешек" ("Die hard") тысяча девятьсот лохматого года один герой говорит "В Академии учат всему, кроме того, как жить, если ты оступился". А надо бы учить именно этому.