Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Почему персы напали на греков?

Ввиду скудности восточных источников об истории греко-персидских войн мы знаем исключительно от эллинских авторов. Являясь ярыми патриотами, все они были крайне политически ангажированными и преподносили события прошлого в выгодном им ключе. Вот глупый и жестокий персидский царь повелевает своим подданным выпороть море, которое – ох и ах – не дает ему переправить армию на противоположный берег. Вот его трусливые и малодушные воины бросаются толпой на благородных триста спартанцев. Вот гордые и непреклонные афиняне оставляют на разграбление врагу свой любимый город, а затем побеждают неприятеля в решающей битве. Можно вспомнить еще множество менее значительных, но ярких событий, и все они в пользу рассказчиков-греков. Правда, становится непонятно: а как же глупые и безжалостные персы завоевали половину обитаемого мира; как они собирали армию со всей своей огромной империи; и почему их не победили какие-нибудь более умелые воины? Но самое главное, почему персы напали на греков, если вот

Ввиду скудности восточных источников об истории греко-персидских войн мы знаем исключительно от эллинских авторов. Являясь ярыми патриотами, все они были крайне политически ангажированными и преподносили события прошлого в выгодном им ключе.

Вот глупый и жестокий персидский царь повелевает своим подданным выпороть море, которое – ох и ах – не дает ему переправить армию на противоположный берег. Вот его трусливые и малодушные воины бросаются толпой на благородных триста спартанцев. Вот гордые и непреклонные афиняне оставляют на разграбление врагу свой любимый город, а затем побеждают неприятеля в решающей битве.

Можно вспомнить еще множество менее значительных, но ярких событий, и все они в пользу рассказчиков-греков. Правда, становится непонятно: а как же глупые и безжалостные персы завоевали половину обитаемого мира; как они собирали армию со всей своей огромной империи; и почему их не победили какие-нибудь более умелые воины?

Но самое главное, почему персы напали на греков, если вот это вот всё?

К моменту возникновения империи Ахеменидов большей частью востока владело могущественное царство Мидия. Это были родственники персов, которые по примеру древних ассирийских царей правили народами Азии тяжелой рукой и любое недовольство подавляли очень сурово.

Собственно, этим и воспользовался персидский царь Кир Великий, который предложил разумную альтернативу: автономия, а не деспотизм; справедливые налоги, а не тяжелые поборы; свобода совести, а не унижение чужих богов. Вот почему многие города сами открывали перед персидской армии свои двери, поскольку она несла свободу и справедливость.

-2

Что касается отношений Персидской империи с греками, то их предыстория была такова. Вскоре после того, как схлынули нашествия периода Катастрофы бронзового века на западное побережье Малой Азии переселились ионийцы – одно из крупнейших древнегреческих племен.

Ввиду своей немногочисленности и уязвимого географического положения, они всегда платили дань крупным континентальным государствам. В середине 6-го века до нашей эры сюзереном малоазиатских городов выступало Лидийское царство. Оно взимало достаточно умеренные налоги, но позволяло грекам вести торговлю на своей территории, что было очень и очень выгодно.

Когда Кир Великий приступил к завоеванию Лидии, он предложил ее греческим подданным войти в состав своего государства на тех же условиях. Но они, по большей части, сохранили верность и вступили в долгую и кровопролитную войну. А когда закономерно ее проиграли, их положение сильно ухудшилось.

Тем не менее, условия мирного договора были не настолько суровы, чтобы всеми силами стремиться к восстановлению независимости. Поэтому восстание азиатских греков против Персии началось по воле случая. А если точнее, то причиной стали амбиции одного конкретного человека.

В начале 5-го века до нашей эры наместником Милета, самого крупного греческого города в Малой Азии, был некто Аристагор. Он мечтал о богатстве и власти, но в то время условий для политической карьеры попросту не было. Помогло восстание на соседнем острове Наксос, который разбогател за счет торговли. Местный демос изгнал прочь аристократов, которые попросили о помощи владыку Милета.

-3

Так как у Аристагора не было собственного войска, он сообщил о ситуации своему начальнику – родному брату персидского царя. Тот предоставил достаточную для вторжения армию при условии компенсации военных расходов. Но хитрый грек не сошелся характерами с персидским командующим, и в итоге завоевательная кампания была провалена.

Аристагор оказался в сложном положении: он не исполнил свои обещания и был вынужден заплатить значительную сумму денег – либо, как вариант, расстаться с жизнью. И поэтому персидский наместник Милета принял решение поднять восстание, чтобы поставить на кон всё.

Благоразумные спартанцы отказали ему в помощи. Зато Афины и Эретрия отправили воинов и корабли. Поэтому союзники решили перейти в наступление: в 498-м году до н.э. они сожгли лидийский город Сарды и разграбили главный храм почитаемой богини Кибелы. После этого к бунту присоединились все азиатские ионийцы, а жители островной и континентальной Греции оказали им серьезную помощь.

Тем не менее, Персидская империя нанесла ответный удар. К 493-м году Ионийское восстание было подавлено, и малоазиатские полисы смирились с поражением, признав над собой чужеземную власть на более тяжелых условиях.

Однако, встал вопрос о наказании тех греков, которые не являлись подданными царя персов. Это был вопрос не просто эмоций, а глобальной политики: разрушив храм Кибелы, афиняне совершили серьезное святотатство. К тому же, как и другие морские державы Эллады, Афины за годы восстания совершали пиратские набеги по всему восточному средиземноморскому побережью, входящему в состав владений Ахеменидов.

-4

Итогом стали знаменитые греко-персидские войны, которые привели к милитаризации и последующему обнищанию Греции, что облегчило ее покорение Македонскому царству.