Найти в Дзене
mkset.ru

Судный день: как в России за показания ребенка дают реальный срок

Показания ребенка — приговор почти 100%. Это не метафора, а статистика по целой категории дел. Людей лишают свободы на 10-15 лет без вещественных доказательств, на основе одних лишь слов. Как это возможно в XXI веке? Бюро «Буркин и партнеры» начало масштабный проект по защите незаконно осужденных по «педофильским» статьям, чтобы достучаться до федеральных властей. — Любого человека могут оклеветать по таким делам, — утверждает юрист из Уфы Виталий Буркин и говорит, что методов защиты от обвинений в совращении детей нет. — Зачастую единственным основанием для лишения свободы служат показания ребенка. Естественно, точное время и день, когда его трогали, он не помнит. То есть другие улики отсутствуют. Юрист указал, что по педофильским делам в стране почти всегда выносят обвинительные приговоры — оправдательные случаи крайне редки. А сроки по таким делам огромные — и 12, и 15 лет. В бюро «Буркин и партнеры» полагают, что уже сложилась порочная практика рассмотрения дел по «педофильским» ст
Оглавление

Показания ребенка — приговор почти 100%. Это не метафора, а статистика по целой категории дел. Людей лишают свободы на 10-15 лет без вещественных доказательств, на основе одних лишь слов. Как это возможно в XXI веке?

  1MI
1MI

Бюро «Буркин и партнеры» начало масштабный проект по защите незаконно осужденных по «педофильским» статьям, чтобы достучаться до федеральных властей.

— Любого человека могут оклеветать по таким делам, — утверждает юрист из Уфы Виталий Буркин и говорит, что методов защиты от обвинений в совращении детей нет. — Зачастую единственным основанием для лишения свободы служат показания ребенка. Естественно, точное время и день, когда его трогали, он не помнит. То есть другие улики отсутствуют.

Юрист указал, что по педофильским делам в стране почти всегда выносят обвинительные приговоры — оправдательные случаи крайне редки. А сроки по таким делам огромные — и 12, и 15 лет.

Сначала докажи, что не трогал девочку

В бюро «Буркин и партнеры» полагают, что уже сложилась порочная практика рассмотрения дел по «педофильским» статьям, и юристы планируют бороться с ней. Презумпция невиновности в таких процессах, утверждают в бюро, грубо нарушается.

— Типичное обвинение звучит: «В период с мая по июль такого-то года в неустановленное время такой-то демонстрировал свой половой орган». По нашему законодательству подобные обвинения должны признаваться негодными, потому что обязательным подлежит установление места и времени. Если вы время не установили, вы лишили человека права возможности защищаться, потому что нельзя доказать свое алиби, — рассказал адвокат Виталий Буркин.

В настоящее время бюро создало чат. Туда могут вступить родственники осужденного, которые считают, что их близкого оклеветали. В бюро планируют накопить доказательную базу и продемонстрировать масштаб явления федеральным властям, чтобы ситуация изменилась. В настоящее время, по словам Буркина, в бюро обратились уже по 20 таким делам.

Проблема взятия показаний у детей существует, говорит Елена Дозорцева — профессор МГППУ, доктор психологических наук. Юридическая психология начиналась с проблемы свидетельских показаний, и они до сих пор являются предметом спора для специалистов, говорит специалист.

— Важно, как будет проходить допрос, потому что человеку, на которого подозрение в насилии над ребенком падает, грозит серьезное наказание. Бывает, что на не очень надежных показаниях строится обвинение в отношении невиновного, — отметила Дозорцева.

В настоящее время разрабатываются специальные протоколы о том, как правильно допрашивать детей. В частности, нельзя задавать наводящие вопросы, оказывать на ребенка давление, объяснила психолог.

— Один из принципов — постановка открытых вопросов. Это побуждение к так называемому свободному рассказу: «Расскажи всё, как было, расскажи всё, что ты помнишь», — отметила Дозорцева.

По ее словам, в настоящее время нужно обучать следователей и судей специфике допроса маленьких детей. Также в России остаётся актуальным вопрос определения функции психолога, который обязан сопровождать следственные действия. Проводит допрос следователь, но психолог может помочь подготовить ребенка к этой процедуре и дать советы следователю, как именно с этим ребенком беседовать.

— Нельзя исключать оговоров — как осознанных, так и неосознанных, — добавила психолог. — Маленькие дети могут воспроизводить версию, которую им внушил заинтересованный взрослый. Дети постарше уже могут по своим мотивам искажать события. Например, если у них негативные чувства к человеку. При этом детей до 16 лет просто предупреждают о необходимости говорить правду. А с 16 лет уже уголовная ответственность наступает.

«Человека по сути отправили на смерть»

Виталий Буркин рассказал несколько случаев из судебной практики. Во всех делах обвинили в развращении детей обычных семьянинов, за которыми раньше асоциальных действий не замечали. Причем экспертиза не показала у них наличие педофильских наклонностей, а следовательно мотива тоже не было, полагает юрист. При этом дела часто строились только на словах потерпевшего или его близких.

В 2023 году в Бирске приговорили к 12 годам строгого режима Ришата Тагирова, которого признали виновным в развратных действиях к своей внучки. Подозрительным стал момент подачи заявления против мужчины. Дело в том, что перед этим Ришат Тагиров с женой сами обратились в прокуратуру с просьбой проверить семью внучки. В гостях девочка якобы им рассказала, что над ней издевается сожитель матери. Сноха, узнав о заявлении, обратилась в правоохранительные органы против свекра. Якобы девочка спустя год рассказала маме, что дедушка показывал ей половой орган.

— Это абсолютно нормальный человек, законопослушный, семьянин консервативных взглядов. И тут вдруг на седьмом десятке лет приставать к своей внучке. Что я здесь нахожу? Абсолютное пренебрежение к нормам презумпции невиновности, слово против слова, — прокомментировал Буркин. — Человека по сути отправили на смерть.

Другой случай — музыкальный продюсер Евгений Мартыненко из Уфы, которого осудили на 7 лет в 2017 году. Следствие полагало, что он приставал к 5-летней девочке, которая была у него в гостях. Однако позже ключевая свидетельница — мать пострадавшей — сообщила, что оклеветала Мартыненко под давлением своего мужа. Дело не пересмотрели.

Третий случай — в Краснодаре мужчину осудили на 16 лет. Суд вменил Юрию Михееву 3 эпизода приставания к падчерице на протяжении примерно 1 года.

— С таким же успехом можно было вменить 5 или даже 10 эпизодов. Якобы два года назад, в один из дней 19-го года, он показывал ей половые органы. Один в один история с Тагировым и началась ровно тогда, когда Михеев расстался с матерью девочки. При этом женщина не хотела его отпускать, и после этого родилось такое заявление, — рассказал Буркин.

Добавим, что издание Mkset не рискнет оценивать виновность героев материала. При этом мы убеждены, что право на законный и беспристрастный суд неотъемлемо для любого человека.

Шести «золотым прокурорам» Башкирии вынесли приговоры

Маньяк-дезертир бродил по Уфе

«Жертвой такого уголовного преследования может стать любой человек»

Как отметил Виталий Буркин, наши суды имеют обвинительный уклон, но статья за педофилию несет одни из самых тяжелых последствий для людей. Сроки назначают по 12-15 лет. При этом обвинение часто строится на крайне шатких основаниях.

— Потенциально жертвой такого уголовного преследования может стать любой человек, — отметил Виталий Буркин. — Защиты от обвинения сейчас в наших условиях нет. И если по другим делам, допустим экономическим, защититься еще каким-то образом можно, и сроки не такие жесткие, то здесь творится полное безумие.

Как полагает Буркин, в судебной системе сформировался обвинительный подход, при этом отсутствует внутренний контроль или руководство, способное остановить перегибы.

— Когда-то поступил сигнал из органов федеральной власти о том, что бороться с педофилией надо. И он извращенно был понят. Нельзя же только на словах жен и снох судить мужчин без доказательства. И теперь такой же сигнал нужен на федеральном уровне от администрации президента, о том, чтобы пересматривать эту практику, — считает Буркин.

Журналистам Mkset угрожают за «дело педофилов» в Белорецке

Что делать?

Добиться справедливости можно, полагает юрист Виталий Буркин. Прецеденты этому есть.

— Бабушкина схема была прекращена с квартирами только тогда, когда ситуация вышла на федеральный уровень и стала угрожать уже в федеральных масштабах гражданскому обороту. Но мы-то понимаем, что изначальные решения судов, которые во многих субъектах принимались по таким делам, были безумные с точки зрения закона, — отметил юрист.

Буркин рассказал, что бюро планируют придать огласки те случаи, в которых очевидна недоказанность вины приговоренность. «Мы не будем говорить про дела, где что-то указывало на педофилию», — добавил Буркин. Также юрист отметил, что сами оговоры в стране уголовно наказуемы. Так, в 2024 году в Челнах был вынесен приговор матери, которая обратилась с заведомо ложным доносом.

— Если захотеть, оговоры доказываются элементарно. Приведите тщательно следственные действия, сопоставьте факты и можно доказать этот оговор, но никому это не нужно, — отметил Буркин.

Рекомендации в таких делах. Виталий Буркин отметил, что по этой теме сложно дать советы. Однако если вы слышите какие-то угрозы или шантаж в свой адрес, то лучше это все фиксировать и первым обращаться с заявлением.

  1MI
1MI

Если не педофил, значит, не виновен?

Как отметил Виталий Буркин, обычно педофилы личности асоциальные, у них нет семей, и они затворнический образ жизни ведут. Как правило, у них по школьным или армейским годам какие-то всплывают пятна.

Психолог Алиса Курамшина объяснила, что психологическая оценка не может использоваться как доказательство вины или невиновности в делах о педофилии. Она применяется в рамках профессиональной экспертизы и служит инструментом для понимания структуры личности, устойчивых паттернов и рисков.

— В профессиональной психологии педофилия рассматривается не как единичное действие или разовое обвинение, а как устойчивая направленность, формирующаяся длительное время, — объяснила психолог. — Именно поэтому в экспертной практике она не определяется по одному высказыванию или отдельному эпизоду без анализа более широкого контекста.
В научных описаниях подчеркивается, что подобная направленность обычно связана с повторяющимися особенностями мышления, эмоционального реагирования и поведения, которые проявляются на протяжении жизни, а не возникают внезапно в зрелом возрасте. Речь идет о комплексной картине, а не об отдельном факте.

Алиса Курамшина добавила, что выводы в такой теме возможны только на основании совокупности данных — наблюдений, диагностических методик, анализа биографии и контекста. При этом любые обобщения неизбежно будут неточными и могут привести к ошибочным интерпретациям.