Пилот «Haas» в Формуле-1 Эстебан Окон считает, что обновленные гибридные двигатели позволят гонщикам забыть все, чему они научились со времен картинга, о том, как быстро ездить в гонках.
Формула-1 находится на пороге самых масштабных изменений в правилах за последние десятилетия: активная аэродинамика и значительно увеличенная электрическая составляющая в турбогибридах с двигателями V6 должны встряхнуть серию. Пока что новые правила получили смешанные отзывы от пилотов, которые опробовали свою новую технику на симуляторе, хотя первые реальные результаты станут очевидны, когда машины выйдут на трассу на тестовых заездах в Барселоне на следующей неделе, а затем пройдут два официальных теста в Бахрейне.
Однако, впервые опробовав свой «Haas VF-26» в виртуальном мире перед Рождеством, Окон говорит, что гонщикам придется перестроить свой гоночный мозг, чтобы максимально эффективно использовать энергию гибридных двигателей.
«Это совершенно особый способ управления машиной. Будет гораздо больше контроля как со стороны двигателя, так и со стороны гибридной системы», — сказал Окон в понедельник, когда команда «Haas» представила свой болид 2026 года. «Сама машина показала себя довольно хорошо. Баланс был неплохим, хотя, конечно, это был наш первый опыт на симуляторе, поэтому нам нужно посмотреть, как она покажет себя в реальности, но уровень сцепления был хорошим. Очевидно, самые большие изменения коснутся двигателя, и это будет ключевым моментом для нашей подготовки. Это захватывающий вызов, и это совершенно другой стиль пилотирования по сравнению с тем, что было раньше. Думаю, мы можем забыть все, чему научились со времен картинга, о том, как быстро ездить, но будет интересно освоить новый стиль и, надеюсь, развить с его помощью скорость».
Окон, которому предстоит провести свой девятый полный сезон в Формуле-1 и второй сезон в составе американской команды, считает, что опыт, полученный в разные эпохи серии, сослужит ему хорошую службу, ведь его первые тесты в Ф1 состоялись в 2012 году на болиде «Lotus» с двигателем V8.
«Это, безусловно, самое масштабное изменение правил, с которым мне когда-либо приходилось сталкиваться», — сказал француз. «Впервые я сел за руль болида Формулы-1 в эпоху двигателей V8, затем мы перешли на гибридную систему, и тогда я один день провел за рулем в Валенсии, а на первую тренировку отправился в Абу-Даби. Вероятно, это было похожее изменение на то, с чем мы столкнемся сейчас, но, как я уже сказал, нам нужно забыть все, что было раньше. Нам нужно заново всему учиться, поэтому я думаю, что опыт поможет быстро адаптироваться, но нам нужно адаптироваться ко всему. Все наши чувства, то, как мы себя чувствуем, за рулем нам придется гораздо больше думать о том, что делать, чтобы ехать быстрее. Это захватывающе, и это будет интересно».
Повторяя слова руководителя команды «Ferrari» Фредерика Вассера и других, 29-летний гонщик ожидает, что первоначальная расстановка сил на первой гонке 2026 года в Австралии претерпит множество изменений, учитывая ожидаемый быстрый прогресс команд.
«Я бы сказал, что к третьей или четвертой гонке у нас появятся какие-то признаки, но это не будет окончательной иерархией, потому что предстоит много работы по развитию, особенно в этот первый год», — сказал победитель Гран-при Венгрии 2021 года. «Безусловно, стоит стремиться к очкам как можно раньше, но даже если мы не совсем там, где хотим быть, всё равно есть за что бороться в середине сезона, когда многие команды будут делиться новостями».
Оливер Берман изложил свое видение того, как, по его мнению, должен сложиться его второй сезон в Формуле-1, после того как он поднял планку в своем дебютном полном сезоне.
Британец помог своей команде «Haas» набрать второе по величине количество очков за всю историю в 2025 году, вместе со своим опытным напарником Эстебаном Оконом. Несмотря на то, что Берман набрал достаточно штрафных баллов, чтобы ему грозила дисквалификация на одну гонку, было много признаков того, что 20-летний гонщик чувствует себя в Формуле-1 как дома. Его лучшим моментом, несомненно, стал Гран-при Мехико, где он боролся с Максом Ферстаппеном и в итоге финишировал четвёртым.
«Это был год, когда я, безусловно, многому научился, не только о себе как о личности или спортсмене, но и о Формуле-1», — сказал Берман. «Я значительно расширил свой кругозор, потому что получил опыт, которому невозможно научиться, не испытав его на себе. Я определенно значительно улучшил свои навыки во всех этих областях, и я очень доволен тем, как прошел сезон, особенно вторая половина. Я действительно значительно улучшил свою игру. Мне кажется, во второй половине сезона я начал показывать результаты, которыми я был очень доволен, и это было для меня крайне важно. Я рад продолжить в том же духе в этом году».
Берман признал, что, имея за плечами год в Формуле-1 и накопив опыт как на уже знакомых трассах, так и на новых, он может отточить свои навыки вождения и продолжить прогресс.
«Больше всего меня радует возможность вернуться на все эти трассы, ведь я уже побывал на гоночном уикенде», — добавил британец. «Теперь я понимаю, как меняется состояние трассы в течение уик-энда, как ведут себя шины и какие изменения могли помешать мне в прошлом году. В прошлом году я чаще всего выбирал новые трассы, где мои конкуренты уже много раз бывали. Конечно, теперь я буду ездить по трассам, на которых я выступал всего один раз, а мои конкуренты — 10 или 11 раз, но я чувствую, что даже опыт, накопленный за один гоночный уикенд на этой трассе, и знания, полученные за целый сезон Формулы-1, значительно улучшат мои шансы на победу».
«Прежде чем мы начнем гонки или даже тесты, мы должны взять все возможные сценарии под контроль», — сказал руководитель команды Аяо Комацу. «Это самое важное. Но я не уверен, что все мы в полной мере осознаем масштаб задачи, потому что мы не знаем того, чего не знаем. Что касается аэродинамики, мы довольны тем, чего достигли на данный момент, но не знаем, достаточно ли хороша поставленная перед собой цель. Когда мы начнём тесты, мы, безусловно, увидим разные концепции, и тогда поймём, не упустили ли мы чего-либо и не нужно ли нам быстро реагировать. Для первых гонок мы не ставим перед собой спортивных целей, а скорее формулируем внутренние задачи. В первую очередь это управление двигателем, а затем — аэродинамическая разработка. Если нам потребуется изменить направление или рассмотреть другие концепции, это должно произойти быстро. Для этого нам нужно работать вместе как команда и четко общаться. Мы делали это в последние годы, и теперь это снова проверяется на практике. Но я считаю, что мы хорошо подготовлены».
49-летний инженер из Токио ожидает значительной разницы в скорости между командами и объясняет свои рассуждения следующим образом: «Это будет так по двум причинам: первый фактор — это силовой агрегат, и команды, использующие один и тот же силовой агрегат, вероятно, будут очень близки по показателям. «Mercedes» поставляет силовые агрегаты четырем командам, «Ferrari» — трем, «Red Bull» — двум, а «Audi» и «Honda» — по одной. Второй фактор — аэродинамика. В этом плане всё открыто, и разработка будет продвигаться быстро. Рейтинг может сформироваться довольно быстро в первых четырёх гонках, но я думаю, что это будет очень динамичный сезон. Это означает, что то, что мы увидим в первой или второй гонке, на мой взгляд, будет совершенно отличаться от того, что произойдёт в последней гонке года».