Найти в Дзене
Осторожно, Вика Ярая

Брат мужа занял у нас деньги на покупку машины. Спустя год он не отдал нам ни копейки. Муж пытался его оправдать, но мое терпение лопнуло

Говорят: «Хочешь потерять друга - дай ему в долг». А я добавлю: «Хочешь развестись - дай в долг брату мужа». У моего мужа, Леши, есть младший брат, Стас. Ему двадцать семь, и он - вечный «перспективный стартапер», у которого пока из активов только амбиции и умение красиво говорить. Леша брата обожает, считает своим долгом его опекать, ведь «он же младшенький». Год назад Стас пришел к нам с горящими глазами. - Ребята, тема верняк! Мне нужна машина. Не просто кататься, а для работы. Буду в такси бизнес-класса работать, там заработки бешеные, за шесть месяцев все отдам! Еще и проценты вам накину за пользование вашими деньгами. Ну и на встречи ездить, я же проекты мучу. Ему не хватало 400 тысяч рублей. Сумма для нас немаленькая - это была наша «подушка безопасности», которую мы откладывали на ремонт кухни. Я была против. Но Леша уговаривал неделю: - Марин, ну это же брат. Он подняться хочет. Жалко, что ли? Он поклялся, что через полгода вернет с процентами! Давай поможем, мы же семья.

Говорят: «Хочешь потерять друга - дай ему в долг». А я добавлю: «Хочешь развестись - дай в долг брату мужа».

У моего мужа, Леши, есть младший брат, Стас. Ему двадцать семь, и он - вечный «перспективный стартапер», у которого пока из активов только амбиции и умение красиво говорить. Леша брата обожает, считает своим долгом его опекать, ведь «он же младшенький».

Год назад Стас пришел к нам с горящими глазами.

- Ребята, тема верняк! Мне нужна машина. Не просто кататься, а для работы. Буду в такси бизнес-класса работать, там заработки бешеные, за шесть месяцев все отдам! Еще и проценты вам накину за пользование вашими деньгами. Ну и на встречи ездить, я же проекты мучу.

Ему не хватало 400 тысяч рублей. Сумма для нас немаленькая - это была наша «подушка безопасности», которую мы откладывали на ремонт кухни.

Я была против. Но Леша уговаривал неделю:

- Марин, ну это же брат. Он подняться хочет. Жалко, что ли? Он поклялся, что через полгода вернет с процентами! Давай поможем, мы же семья.

Я сдалась. Мы отдали деньги. Расписку, конечно, не взяли - «свои же».

Прошло три месяца. Денег нет.

- Стас, как дела? - спрашиваю я.
- Ой, Марин, сейчас туго. Машина в ремонте была, запчасти дорогие. Подождите чуток.

Прошло полгода. Мы с Лешей экономим, ремонт кухни заморожен. А Стас в соцсетях выкладывает фото: вот он в клубе, вот он на базе отдыха с друзьями, вот он купил себе новые брендовые кроссовки. Я к мужу:

- Леша, твой брат живет лучше нас на наши деньги. Позвони ему.

Леша звонит, мнется, потом кладет трубку и виновато говорит:

- Ну у него сейчас сложности... Девушка бросила, депрессия. Не могу я давить на лежачего.

Мое терпение лопнуло в прошлую субботу. У свекрови был юбилей, собралась вся родня. Мы с Лешей подарили скромный блендер (денег-то нет). Приезжает Стас на той самой машине. Весь такой нарядный, пахнет дорогим парфюмом. Достает из кармана новый айфон последней модели (который стоит больше ста тысяч) и начинает хвастаться:

- Вот, взял себе аппарат, камера - огонь!

Потом достает подарок маме - золотой браслет. Все ахают: «Какой Стасик молодец, какой щедрый сыночек!».

Я сижу, смотрю на наш дешевый блендер, вспоминаю нашу кухню без ремонта, и смотрб на его новый айфон... И меня накрывает. Леша сидит рядом, глаза прячет. Боится конфликт начать.

- Стас, - говорю я громко, перебивая тосты. - Классный телефон, дорогой, наверное?
- Ну да, - самодовольно улыбается он.
- Не поскупился. - А раз ты такой богатый, может, ты нам 400 тысяч вернешь? Год прошел. Или ты на наши деньги айфоны покупаешь и маме золотые браслеты даришь?

За столом повисла гробовая тишина. Свекровь аж побледнела.

- Марина, как тебе не стыдно! - начал Леша, дергая меня за рукав. - Не при всех же!

- Нет, Леша, именно при всех! - я встала. - Я год слушала твои сказки про «бедного несчастного братика». Мы себе во всем отказываем, живем без ремонта, а он шикует и нам в лицо смеется.

Я повернулась к Стасу:

- Значит так. Либо ты сейчас переводишь мне деньги. Либо я забираю ключи от машины, она стоит у подъезда. И не отдам, пока долг не вернешь. И мне плевать, что мы «семья». В семье своих не кидают.

Стас попытался отшутиться:

- Ой, ну ты чего завелась, мелочная какая...
- Ключи! - рявкнула я так, что у него вилка из рук выпала.

Свекровь начала причитать, что я испортила праздник. Леша сидел красный от стыда. Но Стас, видя мой бешеный взгляд, понял, что я не шучу и реально сейчас пойду и сяду в его машину (второй комплект ключей у нас был, он сам давал Леше «на всякий случай» при покупке).

Он молча достал телефон, зашел в приложение банка. Через минуту мне пришло уведомление: «Пополнение счета +200 000».

- Остальное через неделю, - буркнул он. - Нету больше на карте.
- Жду, - сказала я и села доедать салат.

Остаток вечера прошел в полном молчании. Родня смотрела на меня как на ведьму. Леша со мной не разговаривал два дня. Зато вторую часть долга Стас вернул через три дня - видимо, занял у кого-то еще, испугавшись позора.

Да, я теперь для семьи мужа, главная стерва и «меркантильная баба». Зато у меня на счету мои деньги, и ремонт на кухне мы наконец-то начали. И больше ни копейки я этой «родне» не дам.

Давайте разберем роли в этом треугольнике:

Брат-паразит. Стас - типичный манипулятор. Он использует родственные связи как беспроцентный кредит без срока отдачи. Покупка айфона и золота при наличии крупного долга - это демонстрация полного неуважения к вам. Он был уверен, что Леша (как «хороший брат») не посмеет требовать деньги, а вас он в расчет не принимал.

Муж-потакатель. Позиция Алексея - самая слабая. Он боялся обидеть брата, но не боялся обидеть вас. Он жертвовал интересами своей семьи (вашим комфортом, ремонтом) ради сохранения имиджа «доброго брата» перед мамой и Стасом. Это перекос лояльности: он все еще больше сын и брат, чем муж.

Вы - агрессор поневоле. Вам пришлось взять на себя «мужскую» функцию - защиту границ семьи и выбивание долгов. Сцена на юбилее была шоковой терапией. Если бы вы промолчали, этих денег вы не увидели бы никогда.

Вывод: давая деньги родственникам, нужно быть готовым либо подарить их, либо потерять отношения. Вы выбрали деньги и справедливость. Отношения со Стасом испорчены, но, честно говоря, нужны ли вам отношения с человеком, который вас использует?

А у вас в семье были случаи, когда долги портили отношения? Удавалось ли вернуть деньги без скандала? Расскажите!