Иоанновский монастырь на Карповке
Вся история монастыря связана с Иоанном Кронштадтским: им заложенный в 1900 году он же стал последним пристанищем отца Иоанна. А разработал проект и воплотил его в жизнь архитектор Николай Никонов, в своем излюбленном неовизантийском стиле. Монастырь получился очень городским – одно здание сложной формы, объединяющее в себе собор, колокольню, келейный корпус, лазарет, иконописную мастерскую и хозяйственные постройки. Лишь позже на территории монастыря были построены отдельно стоящие церковь и две часовни. С моста через Карповку на монастырь открывался прекрасный вид, но только с одной стороны. Западнее монастыря начиналась закрытая для посторонних промзона. Сейчас ситуация меняется, предприятия уступают место жилой застройке, левый берег Карповки благоустроили, дойдет очередь и до правого.
Есть одна интересная параллель. В имении Воронцово, что находится на стыке Тверской, Псковской и Новгородской областей, по благословлению Иоанна Кронштадтского был основан женский монастырь. Уже после смерти отца Иоанна в его память на многочисленные пожертвования был выстроен величественны Благовещенский собор. По одной из версий, архитектором был всё тот же Николай Никонов. После многих лет запустения собор был возвращен церкви в качестве приходского храма. Мне довелось там побывать и познакомиться с настоятелем отцом Сергием. В бытность мирянином и студентом ЛЭТИ, он, по собственному признанию, любил забираться на чердак жилого дома, коим тогда был Иоанновский монастырь, под самый купол и пить там пиво. Сейчас в Воронцово возрожден монастырь.
Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре
В месте впадения Ижоры в Неву новгородский князь Александр Ярославович в 1240 году разбил шведов. Это исторический факт, подтверждаемый многими источниками. Дальше начинается мифотворчество. Прозвище «Невский» появляется в письменных источниках только в XV веке, причем применительно не только к князю Александру, но и к его сыновьям, что объясняется происхождением от владений землями возле реки Невы. Впрочем, первый деревянный храм на месте битвы был построен уже в XIII веке. Петр I задумал основать на этом месте монастырь, но потом перенес его поближе к столице. А в сам монастырь, впоследствии лавру, перенес мощи канонизированного в 1547 году Александра Невского.
Нынешняя каменная церковь построена после череды деревянных в 1799 году, позднее перестраивалась. В 1941 году была взорвана колокольня, в 1962 обрушился купол. Восстановление началось в 1987 году, ещё до передачи здания церкви, силами энтузиастов из расположенного рядом НИИ электрофизической аппаратуры.
Птица феникс наших дней. Церковь Покрова Богородицы
Она могла бы быть самой интересной в данной подборке, если не одно «но» - это новодел, хотя и точная копия оригинала. А началось всё в 1708 году, когда на старинном Вытегорском погосте в селе Анхимово была возведена церковь Покрова. Она по праву считается старшей сестрой знаменитого Преображенского храма в Кижах, который те же мастера построили шесть лет спустя. Сейчас в Кижах под оградой погоста спрятана мощная система пожаротушения, а на озере дежурит пожарный катер. А Анхимовскую церковь не уберегли, в 1963 году она сгорела. В 2004/08 годах церковь воссоздали, правда в 350 километрах западнее исторического места, ниже по течению единой водной системы Нева-Ладога-Свирь-Онега-Вытегра. Недалеко от устья Ижоры, но уже на правом берегу, а потому в области. Низкий поклон Александру Викторовичу Ополовникову, который успел произвести тщательные обмеры церкви незадолго до её утраты, а позже разработал проект воссоздания. Несколько слов о количестве куполов или глав. У Преображенской церкви в Кижах их 22. В современной версии Покровской церкви – 25. По мнению Ополовникова, маленькой 25-й главки над крыльцом в первоначальном варианте не было, она появилась в ходе реконструкции 1793 года. Тогда же убрали четыре главы верхнего яруса и обшили стены тесом.
Церковь Петра и Павла в Парголове
В Петербурге никого не удивить сооружениями в стиле неоготики. Церковь, которую построил в Шуваловском парке Александр Брюллов, родной брат Карла Брюллова, прекрасный пример стиля, но несколько сдержанный и лаконичный.
Сам парк и земли вокруг принадлежали роду Шуваловых без малого сто лет. В 1831 году вдова графа Павла Андреевича Шувалова, Варвара Петровна, урождённая княгиня Шаховская, заложила Петропавловскую церковь в память своего второго мужа графа Полье. В 1846 году церковь была освящена. В 1872 году в этой церкви венчались Николай Римский-Корсаков и Надежда Пургольд, а шафером был Модест Мусоргский. Храм сильно пострадал в годы советской власти, восстановлен буквально из руин.
Церковь Успения Богородицы на Васильевском острове
Зачастую петербургские храмы, втиснутые в плотную городскую застройку, видны или поверх крыш, или с противоположной стороны улицы. Успенскому храму повезло больше, он прекрасно виден с обоих берегов Большой Невы и с Благовещенского моста. Год постройки 1897, неорусский стиль, узнается почерк Василия Косякова. Из любопытного: с 1956 по 1991 годы в здании действовал каток с искусственным льдом, где тренировались все ленинградские фигуристы, в том числе олимпийские чемпионы Белоусова и Протопопов.
Церковь Благовещения в Старой Деревне
Первую деревянную Благовещенскую церковь на своей мызе "Каменный Нос" построил граф А.П. Бестужев-Рюмин в 1760-х годах. В 1803 году церковь сгорела, и вскоре новый владелец усадьбы С. Яковлев заложил каменную церковь в стиле ампир. Сто лет спустя к церкви была пристроена колокольня, а уже в 1947 году её снесли для расширения Приморского проспекта. Видимо, жертва не была напрасной, сама церковь уцелела. После возвращения храма верующим колокольню восстановили, но на новом месте: шести полос Приморскому проспекту и так едва хватает. Сейчас церковь является православным центром белорусской диаспоры.
«Богоматерь с Младенцем» Кузьмы Петрова-Водкина
Первая значительная работа Кузьмы Петрова-Водкина, упомянутая в Википедии, находится не в Русском музее, и не в Третьяковке, а на фасаде домовой церкви Христа Целителя в здании Ортопедического института. Само здание, расположенное в Александровском парке на Петроградской стороне, построено в 1902 - 1905 годах по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера. Он же и открыл миру талантливого художника. Для того, чтобы перевести эскиз панно в майолику, Кузьма Сергеевич был командирован в Лондон, где картину выполнили на керамической фабрике «Дультон». При участии художника панно было установлено на фасаде церкви в ноябре 1904 года.
Просто спасибо. Первая часть здесь.