Церковь Петра, митрополита Московского на Творожковском подворье
На подъезде к Московскому вокзалу Ленинграда, потом и Санкт-Петербурга из окна вагона хорошо просматривался силуэт необычной церкви. Являл он собой картину довольно безрадостную, здание хоть и не было перестроено, стояло на задворках города, обезглавленное и неухоженное. В 1994 году храм вернули верующим, начался долгий процесс восстановления. Только в 2015 году храм обрел первоначальный облик, в 2017 восстановили роспись фасадов. И Бог вспомнил про свой забытый уголок, невероятно красивый храм освещает собой весь квартал.
А построил эту красоту в 1911 году последний епархиальный зодчий Петербурга Андрей Петрович Аплаксин. Творил этот замечательный зодчий на стыке модерна и неорусского стиля. Церковь Петра считается вершиной его творчества. К сожалению, его наследие почти не сохранилось. От Казанской церкви на Петроградской стороне, перестроенной в жилой дом, осталась только арка, ниша для иконы да окно.
Ангел церкви Екатерины
Есть поверье, что Санкт-Петербург хранят три ангела: золотой на шпиле Петропавловского собора, серебряный на куполе церкви Екатерины и бронзовый на Александровской колонне. А уж равнобедренный треугольник с ангелами в вершинах – место, особо отмеченное благодатью. Правда попадает в него, в основном, акватория Невы, а заодно Зимний дворец, Стрелка Васильевского острова и частично институт Отта.
Что до Екатерининского ангела, то он не серебряный, а деревянный, обшитый свинцом, держит в руках медный позолоченный крест. В 1930-х годах храм закрыли, у ангела отобрали крест, а самого покрасили черной краской. В народе его стали называть «черный ангел» или «ангел – пустые руки». В 2001-м году крест вернули, а в 2004 ангела сняли для реставрации. Реставрация затянулась, в процессе её было принято решение изготовить точную копию ангела, тоже из дерева, но с применением современных технологий. В 2017 году новый ангел занял место на куполе Екатерининской церкви, а старый отправился на пенсию, в экспозицию Смольного собора.
Сампсониевский собор. Петровское барокко с ярославским выговором
Полтавская баталия, как известно, случилась 27 июня 1709 года, в день памяти Сампсона Странноприимца. В том же году Петр I заложил деревянную церковь в память судьбоносной победы. Северная война продолжалась, войска двигаясь по Выборгской дороге добивать шведов должны были заряжаться победным духом.
Уже после смерти Петра началось строительство каменного собора. Авторство первоначального однокупольного варианта приписывают Трезини. Строительство велось в несколько этапов и растянулось до 1740 года. А в 1761 году, уже при Елизавете Петровне, храм стал пятиглавым. Забавная история получилась с колокольней. Руководивший строительством ярославский купец Иван Лапшин имел своё представление о прекрасном и настоял на завершении башни шатром с окнами-слухами. Вот такая получилась смесь Петровского с Елизаветинским барокко с ярославской вставкой. А в начале XX века комплексную реставрацию собора провел уже упоминавшийся Андрей Аплаксин. Он расчистил позднейшие наслоения и поставил возле храма изумительную барочную часовню.
Екатерининская церковь в Мурене
Или в Мурино, лингвисты разрешают оба варианта. Формально это уже область, хотя и в пяти минутах от метро. С середины XVIII века Мурино принадлежало роду Воронцовых. Заказчиком церкви выступил граф Семен Романович, который таким образом хотел увековечить память безвременно ушедшей супруги. Строительство было поручено известному архитектору Николаю Александровичу Львову, который в 1790 году возвел нечто необычное, но в канонах классицизма. Впрочем, у Львова все строения таковы, вспомнить хотя бы «Кулич и Пасху» на Троицком поле.
Что до церкви Екатерины, то она:
- Развернута под 45º к сторонам света.
- Имеет две апсиды, с юго-запада и северо-востока (алтарная).
- Сам алтарь выполнен в виде ротонды.
- Имеет звонницу, совмещенную с куполом, что прием хотя и редкий, но не уникальный. Такие храмы называются «под звоном».
- Уникальность же в том, что звонница размещается в нижнем ярусе колокольни, а верхний представляет из себя просто ротонду.
Из любопытного стоит упомянуть тот факт, что храм возвращен верующим одним из первых, а чин освящения провел будущий Патриарх Алексий II.
Князь-Владимирский Собор
С 1789 года собор стоит в нынешнем виде на своем историческом месте. Но начало истории было очень непростым.
Первая деревянная церковь Николы на Мокрушах появилась здесь в 1708 году. Хоть и в будущем центре будущего города, как полагал Петр, но место низкое, часто затопляемое, отсюда и название. Через два года началось строительство мазанковой трехпрестольной церкви. В 1719 году в присутствии царя освятили главный престол. Тут же церкви был дарован статус собора. А поскольку на тот момент он стал самым большим собором новой столицы, то и быть ему надлежало Успенским, как в первопрестольной.
В 1740 году Анна Иоановна распорядилась построить рядом каменный одноглавый собор по проекту Трезини. К моменту восшествия на престол Елизаветы Петровны успели возвести своды, и законсервировали, ну не любила новая императрица начинания предшественницы. Лишь спустя семь лет высочайше было велено собор достроить, но сделать пятиглавым. Окончательный проект Антонио Ринальди утвердила уже Екатерина II. К 1772 году собор был почти достроен, освятили боковой Успенский предел. И опять проект поставили на паузу, времена Очакова и покоренья Крыма. В 1789 году, когда уже и отделку закончили, поменялись приоритеты, собор освятили в честь Владимира равноапостольного, который как раз в Крыму принял православие. Когда в 2012 году снесли корпуса института Прикладной химии, Собор стал опять виден из окон Зимнего дворца, как во времена матушки Екатерины. Не похожий ни на один другой, вобравший в себя черты от первого проекта до окончательной достройки.
Богоявления Господня на Гутуевском острове
На Гутуевском острове город как будто заканчивается. Порт, склады, фабрики и всего один храм. Быть бы и ему скромным и деревянным, но местный фабрикант Воронин выделил значительную сумму, и архитектор Василий Косяков построил каменный храм в неорусском стиле.
За образец был взят проект церкви Христа Спасителя в Борках архитектора Марфельда, построенный на месте чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе в 1888 году. Гутуевский храм заложили в ознаменование другого чудесного спасения – цесаревича Николая от сабли японского фанатика. В свою очередь по его образцу построено 5 храмов, 3 из которых сохранились.
Церковь Покрова Богородицы при Политехническом институте
Взаимоотношения науки и религии никогда не были простыми. При проектировании Политехнического института на рубеже XIX - XX веков предполагалось в качестве церкви использовать читальный зал. До обеда учимся. После обеда раздвинули занавес, отгораживающий алтарь – можно молиться. Но что-то пошло не так, проект отклонили и в 1911 году был объявлен конкурс на строительство отдельного здания храма. Конкурс выиграл гражданский инженер И. В. Падлевский, преподаватель института. Из каких соображений он пристроил храм к общежитию, развернув алтарь на запад не ясно, но Синод проект утвердил. Уже упоминавшийся архитектор Василий Косяков внес некоторые важные изменения. Интересный храм в неорусском стиле с элементами модерна был освящен в декабре 1913 года. А уже в 1918 году был закрыт, т.к. храмы при учебных заведениях большевики закрывали в первую очередь. Само здание не снесли, использовали в качестве клуба и склада, многие годы его занимала военная кафедра.
Сейчас храм восстановлен и освящен, и, хотя относится к Благочинию храмов в вузах, посещают его отнюдь не только студенты.