Найти в Дзене

Почему мы чаще выбираем стабильность, а не себя

Есть одна вещь, которая меня давно раздражает. Мы все любим говорить, что хотим быть счастливыми, хотим жить свою жизнь, хотим быть собой, а на деле очень часто выбираем не себя, а стабильность.
Причём не потому, что нам там хорошо, а потому что нам там понятно и привычно, просто знать что будет завтра, где что лежит и кто за что отвечает.
Стабильность звучит красиво, соглашусь. Как будто это
Оглавление

Есть одна вещь, которая меня давно раздражает. Мы все любим говорить, что хотим быть счастливыми, хотим жить свою жизнь, хотим быть собой, а на деле очень часто выбираем не себя, а стабильность.

Причём не потому, что нам там хорошо, а потому что нам там понятно и привычно, просто знать что будет завтра, где что лежит и кто за что отвечает.

И даже если внутри давно какое-то напряжение, радость появляется редко, даже если ты ловишь себя на мысли, что живёшь будто на автопилоте, всё равно держишься за это, потому что неизвестность пугает сильнее, чем неудобство!

Стабильность звучит красиво, соглашусь. Как будто это что-то взрослое, надёжное, правильное. Типа, ну это же нормально хотеть стабильности! Но проблема в том, что под этим словом мы часто прячем совсем не безопасность, а привычку. Мы путаем «мне тут знакомо» с «мне тут хорошо». А это вообще не одно и то же, перечитайте еще раз!

Мы привыкаем ко многому. К людям, рядом с которыми нам не очень. К состояниям, которые нас медленно выматывают и к жизни, в которой нет радости, но и нет катастрофы. И чем дольше мы в этом, тем сложнее признаться себе, что мы не выбираем, а мы просто держимся.

Мне кажется, что мы выбираем стабильность не потому, что она делает нас счастливыми, а потому что она не требует от нас смелости, каких-то взрослых решений и честности. Она позволяет жить на автомате. Делать привычные вещи, думать привычные мысли, чувствовать привычные эмоции. И это, с одной стороны, очень удобно. А с другой очень пусто и грустно.

Потому что выбирая стабильность, мы часто уменьшаем себя и начинаем хотеть меньше, чувствовать меньше, ожидать меньше. А потом говорим себе: «ну ладно, не идеально, но жить можно. Ну не мечта, но терпимо. Ну не счастье, но и не трагедия. Вон у других хуже». И вот это «терпимо» становится нашей точкой комфорта.

Самое неприятное, что в этом состоянии ты не можешь сказать, что тебе плохо. Формально всё в порядке. Ты не имеешь права ныть, у тебя же нет драмы, какой-то явной проблемы, нет веской причины всё менять. И от этого становится ещё тяжелее, потому что ты будто бы застряла между «всё нормально» и «мне плохо», но ни туда, ни туда.

Но я хочу сказать, что выбирать себя это не про эгоизм. Вот я хочу вот так и все! Нет, это больше про честность, чтобы перестать делать вид, что тебе окей, когда тебе не окей. Про то, чтобы перестать каждый день объяснять себе, почему ты снова терпишь. Но честность почти всегда ведёт к последствиям, а последствия мы не любим. Потому что тогда придётся что-то менять. Придётся выходить из привычных сценариев и зоны комфорта. Придётся признавать, что ты застряла, а это больно.

Гораздо проще сказать себе: «Ну, у всех так». «Зато стабильно». «Могло быть хуже». И да, могло бы быть хуже. Но вопрос ведь не в этом. Вопрос в том, тебе сейчас как вообще в этом?

Мы очень боимся быть неправильными. Боимся, что если выберем себя, нас не поймут и осудят. Скажут, что мы неблагодарные, странные, капризные, слишком чувствительные. А нам важно, чтобы нас одобряли, и чтобы нам говорили: «ты всё делаешь правильно». Поэтому мы часто живём не так, как чувствуем, а так, как «нормально» и принято в обществе.

И вот ты сидишь в этой своей стабильности, смотришь на свою жизнь и вроде бы не можешь сказать, что тебе плохо. Но и сказать, что тебе хорошо, тоже не можешь. Ты не в боли, но и не в радости, и казалось бы не страдаешь, но и не живёшь. Ты просто существуешь и плывешь по течению.

И, наверное, самый честный вопрос здесь не «почему я не выбираю себя», а «что я боюсь потерять, если выберу».

Потому что мы держимся не за людей и не за обстоятельства. Мы держимся за ощущение, что мы знаем, что будет завтра. Даже если это завтра нас не радует.

Ваш семейный психолог Анастасия Гайдамакина