Надежда Васильевна, 3 января 2026 г.
- Мама, где мои дети, ты что-то знаешь!!! Молчановы мне оборвали телефон: Федя с Гией второй день не звонят и не пишут. Мы звоним нашим, у них тоже "абонент не абонент, вне зоны доступа".
Сын с невесткой ждут моих объяснений.
Мы с дедом все извелись: девочки должны были позвонить вчера вечером, прислать видео отчет о своих поисках. Последнее сообщение пришло от Оленьки в час дня, они шли по парку и должны были зайти в здание. Внучка обещала вечером все рассказать и показать. Но что-то случилось у них со связью, дед звонил на материк, узнавал, может ураган порвал линии или что еще могло произойти. Я позвонила в гостиницу где они остановились, там ответили, что да, заселились и сразу куда-то уехали, в номерах не ночевали и утром там тоже никого не было.
Дед меня ругает, считает, что старая из ума выжила, отправила девочек не знамо куда и зачем. Вслух он говорит не так грубо: "Надя, ты не права, нельзя так". Но я же знаю, какие мысли сейчас у него в голове. Если до вечера ничего не прояснится, собираю дорожные сумки, будем добираться до города В, искать их на месте.
Сама объясняю мужу, что у меня была высокая температура, сама не могла туда поехать, а нужно было очутиться на месте точно в тот день и в тот час.... Да, объяснить моему фоме неверующему материалисту ничего невозможно, не стану и пытаться, буду действовать.
Билетов на ближайшие поезда в сторону Москвы нет, но это не большая беда, мы нашли два боковых места на ночной до Краснодара, оттуда можно уехать на любом, хоть на чем, лишь бы поскорее очутиться в той гостинице и понять, куда пропала моя команда.
Я еще не выздоровела, темпе.ратура почти нормальная, но сильная слабость, все мыш.цы но.ют, ка.шель так и не прошел. Но надо ехать, если с ними что-то случиться, никогда себе этого не прощу. Сыну с невесткой пока не сообщила ничего, они далеко на севере, смысла нет их срывать с работы.
Быстро собираем самое необходимое в дорогу, пью лекарства и мы едем на вокзал. Погода препротивная: ночью на море был шторм, повалил деревья, поломал ограждения на берегу, а сейчас ледяной дождь со снегом устроили на примерзших дорогах каток.
В такую погоду Гена даже не выводит машину из гаража, возраст не тот, чтобы рисковать, потому что с возрастом уже нет такого внимания и скорость реакции уже не та, что были в молодости.
Еще раз дозваниваемся до сотрудников их гостиницы чтобы услышать в ответ "нет, не приехали, не звонили".
Мой дорогой муж, какой же ты кремень! Если нужно, ты умеешь собраться с силами и забыть про свои возрастные недомогания. Только утром он ныл, кряхтел, просил "растереть поясницу бальзамом", но стоило мне сказать, что мы нужны детям, он все забыл и вот мой бодрый крепкий кавалер сконцентрировался, вспомнил свои командирские навыки, готов идти в бо.й во имя семьи.
А пока мы едем в плацкартном вагоне на боковом сиденье (повезло, что еще места нашлись в начале вагона, а не в конце , ну вы меня понимаете). Залезть на верхнюю полку даже не пытаемся - в силу возрастных особенностей, и он и я давно не олимпийские чемпионы по гимнастике.
- Наденька и Геночка на лавочке сидят,
Бабушка и дедушка внукам говорят:
"Не ходите, дети далеко гулять.
Далеко а.ку.лы, далеко гори.л.л.ы,
Далеко большие злые кро.ко.дилы.
Будут вас пугать, кусать и обижать"
-Дед, ты неправильно стихи читаешь, нужно говорить "в Африку".
- Ты же уловила откуда стих и согласна, что мысль у меня верная.
В Лос - Анджелесе тоже водились крокодилы, Данди, например.
- Фантазируй что хочешь, ты не ограничен в своих фантазиях, но только до утра, в Краснодаре пересадка, снова будем бегать по перронам.
В голове меняются самые нерадостные мысли, картинки из кри.мин.аль.ных хроник разных времен калейдоскопом пролетают перед глазами. Лишь бы с ними все было нормально, лишь бы все обошлось!.
От автора
Дорогой читатель, если ты читаешь эти строчки, ты уже знаешь начало нашей истории о том как днем 2 января этого года четверо студентов вместе со случайным знакомым невероятным образом очутились в прошлом.
И о том, зачем они все вместе туда поехали вы тоже прочитали в первых главах: целью их зимней экспедиции было найти утерянный полвека назад старинный талисман, принадлежащий семье еще со стародавних времен. Или хотя бы собрать сведения о его местонахождении.
История старинного синего сапфира меня впечатлила. По семейной легенде, камень был подарен еще во времена Со.фь.и Па.ле.о.л.ог в знак благодарности за помощь. Это по моим подсчетам, примерно 15 век нашей эры. Сейчас по земному шару экспрессом мчится век 21. Представить сложно, сколько веков этот талисман хранился и сберегался, передавался из поколение в поколение.
Вопрос к подписчикам: имела ли право бабушка так рисковать внучками? Как бы вы поступили на месте Надежды Васильевны?
Об этом мы с вами поговорим в последних главах, а сейчас послушаем рассказ Надежды Васильевны, неугомонной бабушки наших героинь Ольги и Татьяны, о том, каким образом семейная драгоценность оказалась не в том месте, где ей было положено храниться.
Наденька знала, что нельзя брать драгоценности без спросу, но разве можно было удержаться и не примерить такую красоту.
02 января 1982 года, город В. Рассказывает Надя.
Я знаю, что не права, знаю, что виновата, знаю что нельзя брать мамины вещи без спроса. Но удержаться от соблазна не было никакой возможности, до чего же оно красивое!
На зимние каникулы у мамы Лены по графику была поездка в областную библиотеку города В, там она выступала на конференции историков с докладом об эпохе первых русских царей. Кто кому кем приходился в верхней иерархии московских князей и такое прочее. Я никогда не вникала в исторические сложности и когда училась и сейчас мне это мало интересно. Вы не поверите, при том, что все годы учебы по истории мне не ставили отметки ниже пятерки, я путаюсь в хронологии, не помню ни имен, ни званий известных исторических лиц. Для меня история как сказка: можно почитать в детстве, в реальности же нужно жить и думать современными смыслами.
Меня взяли в город В. "развеяться и подышать свежим воздухом" и еще потому что "зимние каникулы", чтоб я смогла "поддержать иммунитет", вволю походить на лыжах и покататься на коньках.
Остановились у маминой подруги, уехавшей в город В с мужем по распределению. Ночевали у них несколько дней, мама была занята в библиотеке,а я туда зашла однажды , посидела часа три в читальном зале, потом надоело, ушла гулять.
Чтобы мне было не скучно, мамина подруга приставила мне в сопровождающие своего племянника Юрочку, мы с ним ходили в кино, в парк, в музеи, на набережную, на каток и на лыжные соревнования. Но зима, много не погуляешь, забрели однажды в краеведческий музей на берегу реки. Юра знал много историй из жизни, сейчас с высоты своего возраста, я понимаю, что кое-что он и приукрашивал, что-то придумывал на ходу, но тогда в наши 17 лет я верила всему, что он рассказывал. А рассказчик он был очень убедительный..
Там то в музее я и потеряла камень с ожерелья. Потому что утром , без спроса залезла в мамину косметичку, примерила ожерелье, очень оно мне нравилось захотелось перед Юрочкой покрасоваться. Надела и забыла снять, вспомнила о нем уже когда почувствовала, как камешек зацепился за прут железной решетки...
Детство и ранняя юность доверчивы, здравый скепсис приходит с возрастом и с опытом. И не факт, что повзрослев человек становится разумнее. Это я про себя, любимую - вначале сотворю глупость, потом жалею о содеянном.Тети Нюрин племянник Юрочка большой фантазер и выдумщик, старался развлекать меня как мог: страшные истории и легенды сыпались из него как из сундучка сказочника. Что-то из его рассказов забылось, а эта легенда про подземные ходы средневекового храма осталась в памяти дословно.
Дорогие читатели, а как вы считаете, правильно ли поступила Наденька?
День 3 января 1982 года вспоминаю, будто это случилось вчера:
Мы собирались сходить на концерт во дворце культуры "Пищевик", а до этого зайти посмотреть на зимние аттракционы знаменитого Луна-парка который расположился в центре города.
- Надя, а ты знаешь, что это за храм стоит у реки? Я расскажу тебе страшную тайну,обещай, что никому ни слова. Там в глубоком подземелье я видел человека,нежи.вого человека. Он сидит там тех самых времен.
Юрочка понизил голос, предвкушая как слушательница застынет в ужа.се от его сообщения.
- Пуркуа па, почему бы и нет, рассказывай.
- Пуркуа, не пуркуа, а ты не знаешь, что один из царей собирался сделать в нашем городе северную столицу. Здесь уже были построены капитальные здания для заседаний боярской думы, и возводились грандиозные храмы, придумали где размещать государственный архив и казну.
- Ты выдумщик, северная столица устроена в Ленинграде.
- Так Ленинград был построен много позже, когда уже Петр Первый жил. А наш город стоял тут давным-давно. Слушай, расскажу что тут случилось: собор строился именно по приказу царя, он собирался приехать на какой-то праздник, но рабочие не успевали закончить как надо крышу центрального зала. Раствор там у них не успевал подсохнуть, что-то там не крепко смонтировали. Папа говорит, что строители поторопились, схалтурили, боярин который руководил строительством подгонял , чтоб успели к приезду государя.
- Раствор? В средневековом замке строительный раствор?
- Не перебивай!
- А покороче можешь? Холодно, вообще-то.
- Короче, в назначенный день царь приезжает из Москвы, народ его встречает, водят по улицам, показывают крепости и все что построено, зовут послушать службу в новый собор. Певчие дружно грянули гимн - восхваление, да так громко, что от звука с потолка стала падать непросохшая штукатурка. Упала прямо перед его Вели.че.ст.вом, еще бы полметра и в него попала бы.
После этого происшествия все планы по переносу столицы были забыты.
Бояре сильно тогда разочаровались, и крайним назначили ихнего прораба, ну или как он там назывался - руководителя стройки. Старики рассказывают, что заперли его в самом дальнем углу под.зе.мелья, приковали к стене, чтоб не смог бежать и забыли о нем, а потом кто-то заложил там проходы кирпичами.
- Если забыли, ты откуда это знаешь.
- Иди за мной, я тебе что-то сейчас покажу. В здании будут делать капитальный ремонт, все подвалы раскрываются. Пойдем, покажу тебе старинные фрески, ты такого еще не видела.
Вот это уж.аст.ики! Чувствую, как под толстым мехом шапки начали приподниматься волосы на голове. Нет, я не готова к таким прогулкам, иное дело сходить на концерт, послушать юмористов.Тем временем мы вышли к старинному высокому круглому зданию - крепости с узкими окнами-бойницами и полукруглым же сводом сверху. Снаружи валяются строительные материалы, людей не видно. Мы идем по узенькой тропинке,двери в центральный вход перекрыты какими-то досками, но пролезть можно. Внутри пахнет краской и мокрым деревом. На верхнем ярусе что-то красят, сверлят, стучат. Не хватало, чтобы мне как его величеству что-то упало с потолка.Старинные фрески я не разглядела, сколько ни старалась, а любопытство уже взяло верх над осторожностью: пошли смотреть, что там за лаз обнаружили мастера...
Бежали мы оттуда не помня себя от волнения и остановились только когда показалась центральная аллея парка, там было не страшно, гуляли школьники и мамочки с колясками. Сердце бешено колотилось, глаза постепенно привыкали к дневному свету.
Продолжение следует.
В следующей главе мы узнаем, почему узнав о потерявшемся драгоценном камне не вернулась за ним на другой день, а вспомнила лишь через 53 года.
Все персонажи и происшествия являются плодом художественного воображения автора и не имеют ничего общего с реальными людьми и событиями.