Найти в Дзене
Посматривай

Как и с кем отмечали Новый год русские аристократы

Моду на новогодние маскарады в девятнадцатом веке ввела жена Николая 1 императрица Александра Федоровна, немецкая принцесса. 4 января 1830 года состоялся святочный бал, о котором подробно рассказала в своем дневнике Долли Фикельмон, внучка фельдмаршала Михаила Кутузова. Все великосветские участники маскарада были одеты в костюмы богов и богинь Олимпа, причем «каждый должен был выступить со стихотворным приветствием императорской чете, написанным от имени своего персонажа». Внучка фельдмаршала Михаила Кутузова, фрейлина императрицы, графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен попросила Пушкина написать стихи для ее образа – она была в костюме Циклопа. Александр Сергеевич предложил такой вариант: Язык и ум теряя разом, гляжу на Вас единым глазом: Единый глаз в главе моей. Когда б судьбы того хотели, Когда б имел я сто очей, то все бы сто на Вас глядели. Долли Фикельмон оставила воспоминания об этом потешном маскараде, на котором в карикатурном виде были представлены греческие боги: «Дамы в

Моду на новогодние маскарады в девятнадцатом веке ввела жена Николая 1 императрица Александра Федоровна, немецкая принцесса. 4 января 1830 года состоялся святочный бал, о котором подробно рассказала в своем дневнике Долли Фикельмон, внучка фельдмаршала Михаила Кутузова.

Портрет Долли Фикельмон, внучки полководца Михаила Кутузова
Портрет Долли Фикельмон, внучки полководца Михаила Кутузова

Все великосветские участники маскарада были одеты в костюмы богов и богинь Олимпа, причем «каждый должен был выступить со стихотворным приветствием императорской чете, написанным от имени своего персонажа». Внучка фельдмаршала Михаила Кутузова, фрейлина императрицы, графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен попросила Пушкина написать стихи для ее образа – она была в костюме Циклопа. Александр Сергеевич предложил такой вариант:

Язык и ум теряя разом, гляжу на Вас единым глазом:

Единый глаз в главе моей. Когда б судьбы того хотели,

Когда б имел я сто очей, то все бы сто на Вас глядели.

Долли Фикельмон оставила воспоминания об этом потешном маскараде, на котором в карикатурном виде были представлены греческие боги: «Дамы выступали в роли богов, а мужчины – богинь. Старый, исключительно уродливый и подслеповатый граф Лаваль, Анатоль Демидов и Никита Волконский изображали Граций. Станислав Потоцкий, высокий и толстый, предстал в облике Дианы. Князь Юсупов, настоящее пугало, – в роли Венеры».

В маскараде участвовал баснописец Иван Крылов в костюме музы комедии Талии. Он весил 186 килограмм, поэтому стал предметом шуток и веселых розыгрышей. Крылов читал на балу свои стихи «Про девушку меня идет дурная слава». Поэт Василий Жуковский выступил на этом веселом мероприятии в роли Водолея.

Приглашение к участию в костюмированных балах в Аничковом дворце было знаком царской милости. Поэт Александр Сергеевич Пушкин не любил маскарады. Николай 1 пригласил его жену Наталью Николаевну танцевать в Аничковом дворце. Она стала украшением этих праздников.

«Вчерашний маскарад был великолепный, блестящий, разнообразный. Много совершенных красавиц. Хороша очень была Пушкина-поэтша, она явилась в костюме жрицы солнца и имела успех. Император и императрица подошли к ней и сделали ей комплимент по поводу ее костюма, а император объявил ее царицей бала», - писала в письме одна из гостей маскарада.

Портрет Натальи Николаевны Пушкиной
Портрет Натальи Николаевны Пушкиной

На новогодних маскарадах танцевали до трех, а иногда и до шести часов утра. Сохранилось письмо фрейлины Анны Сергеевны Шереметевой, в котором она сообщает, что на балу в министерстве уделов танцевали следующие танцы: 2 мазурки, 3 вальса, 12 кадрилей, 1 галоп, 1 «буря», 1 попурри, 1 гросфатер (всего 21 танец).

В XIX веке у российских аристократов была традиция совершать короткие визиты с поздравлениями к знакомым дворянам и своей родне. По правилам этикета делать новогодние визиты можно было на протяжении всего января, но наиболее учтивым считалось навестить родных и знакомых 1-го числа. За день могли посетить несколько домов, в каждом из которых полагалось поднять бокал и отведать праздничных угощений.

Время визита - с 11 до 15 часов, в гостях полагалось находиться не более получаса. Так можно было посетить несколько домов, узнать новости и договориться о планах на вечер. Полагалось объехать всех родных и знакомых. Приходилось заезжать до нескольких десятков раз за день.

Чем угощали гостей и какие подарки дарили, что одевали? Об этом в следующей истории.