Найти в Дзене

Как апостол Павел уверовал в Зевса (забавное свидетельство из Нового Завета)

Древние греки и римляне жили в мире универсального политеизма. У всех народов были одни и те же боги, но они носили разные имена. Зевс - это египетский Амон и ханаанский Баал. Артемида - это египетская Исида и римская Диана. Историк Роберт Паркер называет это "универсальным политеизмом". Считается, что в то время только иудеи и христиане верили, будто их бог не имеет аналогов в других религиях. Однако это не так. В отличии от политеистических традиций других народов древние евреи шли путем монолатрии (культ одного, но не единственного бога) и монотеизма (вера, что есть только один бог), объявляя бога Яхве единственным, кто достоин поклонения. Как утверждал историк религии Ян Ассман, яхвизм и древний иудаизм в основном были контр-религиозной традицией, так как евреи делали акцент на различиях с другими верованиями, а не общих чертах. Если в "универсальном политеизме" возможен перевод одного бога в другого, то яхвизм и древний иудаизм не допускали подобного. Однако из того, что евреи при
Оглавление

Древние греки и римляне жили в мире универсального политеизма. У всех народов были одни и те же боги, но они носили разные имена. Зевс - это египетский Амон и ханаанский Баал. Артемида - это египетская Исида и римская Диана. Историк Роберт Паркер называет это "универсальным политеизмом". Считается, что в то время только иудеи и христиане верили, будто их бог не имеет аналогов в других религиях. Однако это не так.

В отличии от политеистических традиций других народов древние евреи шли путем монолатрии (культ одного, но не единственного бога) и монотеизма (вера, что есть только один бог), объявляя бога Яхве единственным, кто достоин поклонения. Как утверждал историк религии Ян Ассман, яхвизм и древний иудаизм в основном были контр-религиозной традицией, так как евреи делали акцент на различиях с другими верованиями, а не общих чертах. Если в "универсальном политеизме" возможен перевод одного бога в другого, то яхвизм и древний иудаизм не допускали подобного.

Однако из того, что евреи придерживались культа только одного бога, не следует, что они никогда не отождествляли своего бога Яхве с богами из других пантеонов.

Яхве-Зевс в Новом Завете

В Новом Завете автор Деяний апостолов приписывает апостолу Павлу проповедь, на которой он возвещал в ареопаге о неведомом боге:

Я ходил вокруг и внимательно осматривал ваши святыни. На одном из жертвенников было написано: «НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ». Этого неизвестного Бога, Которого вы почитаете, даже не зная, Кто Он такой, я и возвещаю вам. (Деяния 17:23)

Затем Павел, говоря о своем боге, в Деяниях ссылается на древнегреческого поэта-стоика Арата (III век до н.э.), а точнее - на его слова о Зевсе, тем самым отождествляя еврейского Яхве и Зевса:

1. Мы все всегда нуждаемся в Зевсе. Ибо мы тоже его потомки. (Явления)
2. Ведь «в Нем мы живем, движемся и существуем», как об этом говорили и некоторые из ваших поэтов: «Ведь мы и есть Его род». (Деяния 17:28)

Таким образом, христианский евангелист Лука (если он автор Деяний) сопоставляет бога Яхве с Зевсом, приписывая эту точку зрения иудею Павлу.

Павел в ареопаге
Павел в ареопаге

Иерусалимский храм в честь Зевса-Юпитера

Если верить автору ветхозаветного апокрифа "Вторая книга Маккавейская", похожих взглядов на бога Яхве придерживался селевкидский царь Антиох IV, когда приказал назвать Иерусалимский храм Храмом Зевса (Юпитера) Олимпийского:

Спустя немного времени царь послал одного старца, Афинянина, принуждать Иудеев отступить от законов отеческих и не жить по законам Божиим, а также осквернить храм Иерусалимский и наименовать его храмом Юпитера Олимпийского, а храм в Гаризине, так как обитатели того места пришельцы, храмом Юпитера странноприимного. (2-я Маккавейская 6:1-2)
-3

В данном случае обозначение Иерусалимского храма в честь Зевса могло происходить по сценарию политеистического универсализма. Иудейского бога отождествляли с Зевсом Олимпийским, или "Богом Неба". Бог Баалшамин (владыка небес) почитался на территории Сирии. По-гречески его имя звучало бы как "Зевс Небесный". Антиох IV был греко-сирийцем, поэтому вероятно, что культ, который он вводил в Иерусалиме, был сирийским культом Баалшамина.

Примечательно, что автор 5 главы Книги пророка Данила (II век до н.э.) называет бога Яхве "Владыкой неба" - мар шамин (по-арамейски):

Ты возвысил себя против Владыки небес. (Даниил 5:23)

Изменение Иерусалимского храма в Храм Зевса могло быть допустимым с точки зрения имени, но не ритуалов.

С другой стороны, возможно, что Антиох не собирался заменять бога израильтян главным богом греческого пантеона, а просто хотел поклоняться "таинственному великому богу Иерусалима" на греческий манер.

Таким образом, во времена апостола Павла и даже до него бога Яхве могли отождествлять с греко-римским верховным богом Зевсом-Юпитером.

Подробнее об этом читайте в статье "Яхве - это Зевс. Как греки, римляне, иудеи и христиане отождествляли еврейского бога Яхве с другими богами" на Дзен.Премиум: