Как природа влияет на человека?
Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, М. Арцыбашев описывает внутренний монолог студента Веригина. Он считает, что самое главное, единственно нужное - это лес, земля, небо и солнце!... Погрузившись в лесную тишину, герой приходит к мысли, что истинное счастье и смысл в единстве с природой.
В то же время персонаж осознает трагический разлад: человек тянется к природе как к счастью, но не способен в ней ужиться. Он остается эгоистом, для которого она лишь дачное удовольствие.
Эти примеры дополняют друг друга. Рассказчик задумывается как о первоначальном восторженном слиянии с миром, так и о горьком понимании своей отчужденности от него.
Позиция автора заключается в том, что природа пробуждает в человеке чувство первозданной гармонии и ясности, обнажая противоречие между естественным стремлением к этому идеалу и искусственностью цивилизованной жизни.
Я согласна с мыслью автора. Природа действительно выступает зеркалом, в котором человек яснее видит суетность созданного им мира. Эта идея находит отражение в произведениях автора трансгрессивной литературы Чарльза Буковски. В его поэзии и прозе городская грязь и одиночество часто контрастируют с пронзительными моментами простого созерцания моря или неба. Эти мгновения природной чистоты подчеркивают трагическое отчуждение от естественной гармонии, к которой мы бессознательно стремимся. Именно поэтому я уверена в том, что природа обостряет рефлексию и заставляет человека осознать разрыв между подлинным бытием и искусственной жизнью цивилизации.
Исходный текст
(1)Ни один листик не шевелился кругом, а их были миллиарды, и каждый был насквозь пронизан светом и теплом. (2)Под ногами шуршали жесткие иглы травы, пробившейся сквозь многолетнюю сухую листву, по которой мягко и странно было идти, точно под нею были упругие и сильные пружины. (3)Шахло листвою, мхом и грибной сыростью. (4)Впереди, позади, по сторонам был лес: зелёное море листьев, веток, мхов, могучих стволов; и золотым дождем сеялись повсюду солнечные лучи, как будто звучащие какой-то неслышимой благодатной музыкой.
(5)Кругом торжественная, таинственная тишина, и тишине этой не мешали далёкое звонкое кукование кукушки, чуть слышный стук дятла, долетавший откуда-то снизу, из невидимого в чаще глубокого сырого оврага, и непрестанное, дружное рабочее гудение миллионов насекомых, ползавших, скакавших и летавших в траве, по деревьям, на освещённых ярким солнцем и отблеском голубого неба полянах. Жизнь, крепкая и упорная, как рост векового дуба, была вокруг, и от каждого едва видного жучка, хлопотливо ползущего куда-то вверх по стеблю, веяло твердым знанием чего-то своего - мудрого, серьезного и нужного. Студент Веригин, ещё очень молодой человек, с сухими и широкими плечами, за которыми торчало тонкое дуло ружья, в высоких сапогах и полинялой розовой рубахе, один шел по лесу, широко шагая, приглядываясь и прислушиваясь ко всему. Из-под старой студенческой фуражки курчавились очень светлые и жесткие волосы, серые глаза смотрели уверенно и прямо, но по тому, как пристально он всматривался в зеленую чащу и как старался не сбиться с едва намеченной тропки, местами совсем пропадавшей в кустах, было видно, что в лесу он человек новый, не знает его и бессознательно боится этой зелёной глубины. На опушке большой поляны Веригин остановился. (10)Здесь было так много солица и трава была такая яркая, что глазам и радостно, и больно было глядеть.
(11)Веригину захотелось лечь на траву и растянуться так, чтобы каждым атомом своего существа впитывать в себя тепло и свежесть этой удивительной первобытной земли.(12)Он лёг на спину, раскинул руки и ноги, будто в самом деле хотел захватить побольше земли, и закрыл глаза, сразу погрузившись в какой-то светлый золотистый мрак и тихую, гудящую и жужжащую музыку. (18)Веки закрытых глаз сами собой трепетали под тёплым светом, от кончиков ног по спине до затылка тянулась и обволакивала всё тело сладкая ленивая истома, а в ушах непрерывно стояла эта музыка и то сливалась в одну густую дрожащую, точно мёдом налитую, ноту, то распадалась на целый хор каких-то потрескивающих, позванивающих и шепчущих звуков. (14)Иногда над самым ухом что-то заводило свою особливую песенку, и тогда казалось, что это кто-то подкрался к нему, смотрит из-за густой травы зелёными лесными глазами и говорит что-то одно и то же, очень важное и серьёзное на своём непонятном, нечеловеческом языке.
(16)Лес, лес... — машинально думал Веригин. - (17)В конце концов, и в самом деле, всё чепуха, а самое главное, единственно нужное - это лес, земля, небо и солнце!.. (18)Лес!.. (19)Кажется, прислушаться получше - и поймёшь что-то...
(20)Лес!.. (21)Отчего это каждый человек, как только попадёт в лес или поле, начинает думать и говорить, что вся его жизнь была ошибкой и настоящее счастье только здесь, среди природы, в простом,
(22)И ведь каждый знает, что не проживёт здесь и трёх дней!.. (28)Проклинаем культуру, ругаем людей, а сами жить без них не можем!.. (24)Странно, есть тут какое-то недоразумение!.. (25)Ведь вот как ясно чувствуешь, что счастье где-то здесь, близко, а поймать его не можешь. (26)И поймаешь, а не удержишь, и скучно, и тянет к людям, городам!. (27)Мы думаем, что природа - это только дачное удовольствие, и когда смотрим на какую-нибудь козявку, то уверены, что нам до неё, в сущности, никакого дела нет. (28)Мы, эгоисты, углубились в своё человеческое, а природу только снисходительно допускаем!..»
Веригин подобрал сумку, вскинул на плечо ружьё и отдохнувшими лёгкими ногами зашагал дальше... Уже все деревья были облиты радостным золотистым светом, и роса блестела тысячами искрящихся бриллиантов, когда Веригин, задумчиво шедший по лесу, вдруг остановился.
Робкими и мелкими шажками, пробираясь по полянке, ковылял перед ним серый зайчик.
(32)Его непомерно длинные уши были плотно прижаты к спине и нервно шевелились, сзади торчал куцый хвостик, и казалось, что заяц нарочно стал на четвереньки. (88)Выло у Веригина невольное движение за ружьём, но что-то остановило его, и, затаив дыхание, неподвижно стоя, он смотрел, что будет делать забавный зверёк.(34)Выбравшись на середину поляны, заяц сел и осторожно вытянулся, высоко подняв над головой длинные уши и прижав к беловатому животику короткие передние лапки. (35)С минуту он чутко прислушивался, чуть заметно поворачивая уши из стороны в сторону. (36)Веригину было видно, как часто-часто дрожит его нежный носик, принюхиваясь к подозрительным запахам. (87)Но Веригин стоял за деревом, не на ветру.
(38)В лесу уже повсюду звенел и трещал птичий гомон. (39)Листья и трава прозрачно золотились в свету. (40)Небо было чисто и ясно - ни одного облачка!
(41)Заяц шевельнулся. (42)Он, должно быть, убедился, что никого нет кругом и никакая опасность ему не угрожает. (48)На минутку он даже как-то осел, выставив животик и зажмурившись от удовольствия. (44)И вдруг, неожиданно сорвавшись с места, прыгнул, перекувырнулся, растянулся в траве и завертелся колесом.
(45)Было так зелено, так светло, так радостно кругом. (46)Заяц, как сумасшедший, прыгал, скакал, махал лапками, кувыркался через голову, (47)0н, очевидно, ошалел от радости светлого утра и полной безопасности.
(48)Веригин едва не расхохотался, глядя на его ужимки и прыжки. (49)Бедный, безобидный, самый загнанный из всех, зверёк был и смешон, и трогателен в своей наивной, кроткой радости, не подозревая, что кто-то стоит за деревом.
(50)Вдруг он остановился, стал на задние лапки и замер, мгновенно превратившись в олицетворённый испуг. (61)Уши торчком, глаза настороже и часто-часто дрожащий носик.
(52)Гулкий выстрел раздался где-то вдали и прокатился по лесу. (53)Испуганный заяц отчаянным скачком бросился в кусты.
(По М. П. Арцыбашеву*)
* Михаил Петрович Арцыбашев (1878-1927) - русский писатель, драматург, публицист.