Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Вепсы: берестяной самовар и чай для сватов

Очередной рассказ нашей чайно-этнографической рубрики посвящен вепсам – одному из коренных малочисленных народов Северо-Запада России. САМОВАРЫ ИЗ БЕРЕСТЫ Для начала немного географии. С 1801 по 1922 год в Российской империи одной из северных губерний была Олонецкая. С севера и северо-востока она граничила с Архангельской губернией, с юго-востока – с Вологодской, с юга – с Новгородской и Санкт- Петербургской, с запада – с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Ее административным центром (губернским городом) был Петрозаводск – современная столица Республики Карелия. В 1870 году губернатором Олонецкой губернии стал деятельный Григорий Григорьевич Григорьев (1819-1889). Одной из его инициатив было основание в 1871 году в Петрозаводске Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея (современного Национального музея Республики Карелия). В 1886 году Григорьев, заботящийся о пополнении музейных фондов, услышал, «что крестьяне Олонецкой губернии занимаются

Очередной рассказ нашей чайно-этнографической рубрики посвящен вепсам – одному из коренных малочисленных народов Северо-Запада России.

САМОВАРЫ ИЗ БЕРЕСТЫ

Для начала немного географии. С 1801 по 1922 год в Российской империи одной из северных губерний была Олонецкая. С севера и северо-востока она граничила с Архангельской губернией, с юго-востока – с Вологодской, с юга – с Новгородской и Санкт- Петербургской, с запада – с Ладожским озером и Великим Княжеством Финляндским. Ее административным центром (губернским городом) был Петрозаводск – современная столица Республики Карелия.

В 1870 году губернатором Олонецкой губернии стал деятельный Григорий Григорьевич Григорьев (1819-1889). Одной из его инициатив было основание в 1871 году в Петрозаводске Олонецкого естественно-промышленного и историко-этнографического музея (современного Национального музея Республики Карелия). В 1886 году Григорьев, заботящийся о пополнении музейных фондов, услышал, «что крестьяне Олонецкой губернии занимаются изготовлением самоваров из бересты». Он тут же отправил уездным исправникам циркуляр, в котором говорилось о «доставлении в музей» двух экземпляров «берестяных самоваров, если таковые действительно изготовляются крестьянами вверенного Вам уезда, присовокупив при том, в какой именно местности они изготовляются, как велико число работающих их, какое они имеют назначение, с какого времени и по какой причине возникла необходимость изготовлять подобные самовары, в каком количестве они ежегодно изготовляются и не идут ли они в продажу, если идут, то куда именно, по какой цене продаются и как велика доходность от этих изделий».

Урядники провели изыскания и ответили: «Крестьяне вверенного мне уезда изготовлением самоваров из бересты не занимаются». Урядник Пудожского уезда (сейчас большая часть его территории относится к Пудожскому району Республики Карелия), сделал, правда, оговорку: «Во время лесных работ крестьяне иногда, за неимением котла, употребляют бересту или березовую кору, которой придают неправильную форму котелка и на огне кипятят воду для чая или же варят уху». А вот урядник Лодейнопольского уезда (сейчас большая часть его территории относится к Лодейнопольскому району Лениградской области) ответил так: «Изготовлением моделей самоваров из бересты занимался в Лодейнопольском уезде только крестьянин Шимозерской волости деревни Кленозера Дмитрий Батай, ныне умерший, не оставивший после себя своих произведений и не передавший своего знания».

Шимозерская волость, деревня Кленозеро – где это? В наши дни территория Шимозерской волости относится в основном к Вытегорскому району Вологодской области. А в 1886 году маленькая деревня «при озере Кленозере» располагалась на Архангельском почтовом тракте; до ближайшей пароходной пристани было 85 верст, до почтового отделения – 65 верст. Все жители этой деревни были вепсами.

ЗЕМЛИ ВЕПСОВ

Вепсы – один из коренных народов Северо-Запада России, относящийся к финно-угорской языковой группе. С древности они жили в Межозерье – то есть между Онежским, Ладожским и Белым озерами. В Российской империи эти территории относились к Петрозаводскому и Лодейнопольскому уезду Олонецкой губернии, а также к граничащим с ними Тихвинским и Белозерским уездами Новгородской губернии, в наши дни – к районам Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей. В 1897 году проводилась Всеобщая перепись населения Российской империи. В ней, правда, национальность определялась по родному языку, поэтому обрусевшие вепсы записывались русскими. Тех же, кого отнесли именно к вепсам (вернее, к чуди – так до 1917 года официально называли вепсов), было 25820 человек. По данным же 2023 года население вепсов в России составляет 4687 человек; большая часть живет в Карелии. В 2006 году вепсов признали коренным малочисленным народом Российской Федерации, а в 2009 году вепсский язык был включен ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира.

Полотенце, конец ХIХ века. Из коллекции быта вепсов (©) Российского этнографического музея
Полотенце, конец ХIХ века. Из коллекции быта вепсов (©) Российского этнографического музея

МАСТЕРА ШИМОЗЕРЬЯ

Но вернемся к крестьянину-вепсу Дмитрию Батаю из деревни Кленозеро Шимозерской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии, который умел делать самовары из бересты, но не передал своего мастерства никому из малочисленных односельчан.

В жизни вепсов-крестьян кустарные промыслы имели большое значение, складывались районы определенных промыслов. И вепсы, в частности, деревень Шимозерья славились катовальным мастерством (изготовлением обуви из валяной шерсти) и опытом охотников-медвежатников. И в то же время практически все вепсы были искусны в изготовлении разнообразных изделий из дерева, бересты, в плетении из ивовых и еловых корней. Из бересты делались туеса и коробы, детские люльки и игрушки, лапти, седла и прочие вещи.

Берестяной котелок для приготовления пищи на полевых работах. Сделан в начале XX века в вепсской деревне Перхинская (современный Лодейнопольский район Ленинградской области).(©) Российский этнографический музей
Берестяной котелок для приготовления пищи на полевых работах. Сделан в начале XX века в вепсской деревне Перхинская (современный Лодейнопольский район Ленинградской области).(©) Российский этнографический музей

ЧАЙ В ОБРЯДАХ

С чаем вепсы познакомились вместе с остальным Русским Севером. Со временем он вошел и в быт, и в обрядовую культуру. Например, в большинстве вепсских деревень приехавших в потенциальной невесте сватов потчевали чаем. У шимозерских вепсов к чаю подавали рыбные блюда и пряженые пироги (жареные в масле), у южных (живших на территории современного Бокситогорского района Ленинградской области) и капшинских (с берегов рек Капши и Паши в современном Тихвинском районе Ленинградской области) вепсов – яичницу и калитки (открытые пирожки из пресного ржаного теста с начинками). После первой брачной ночи собирали застолья, которые по традициям Русского Севера называли «княжим столом». В Шимозерье на таком застолье молодожёны должны были пить чай из одной чашки.

С Ильина дня в вепсских деревнях начинали жатву яровых. А в честь окончания жатвы каждая семья устраивала праздник, где угощали чаем и пряжеными пирогами, испеченными из новой муки.

Традиционным напитком вепсов было черемуховое молоко. Для его приготовления сушеные соцветия черемухи насыпали в горшок с молоком, который ставили «запекать» в печь. Пили же его вприкуску с сахаром, а также добавляли в чашку с чаем.

Чайное блюдце начала ХХ века из экспозиции (©)Шёлтозерского вепсского этнографического музея имени Р.П. Лонина
Чайное блюдце начала ХХ века из экспозиции (©)Шёлтозерского вепсского этнографического музея имени Р.П. Лонина

ЧАЕПИТИЕ В ШЁЛТОЗЕРЕ

Как уже говорилось выше, Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей в Петрозаводске, основатель которого интересовался самоварами из бересты, теперь именуется Национальным музеем Республики Карелия. А в 1991 году открылся его филиал – Шёлтозерский вепсский этнографический музей, расположенный в 80 километрах от Петрозаводска, в старинном прионежском вепсском селе Шёлтозеро. Инициатором создания такого музея стал Рюрик Петрович Лонин (1930-2009) – вепс, краевед, собиратель вепсского фольклора, писатель на русском и вепсском языках. В 2010 году музею присвоили его имя. Расположился же музей в доме, который в 1814 году был построен для зажиточной вепсской крестьянской семьи Мелькиных. В его экспозиции среди предметов быта вепсов есть и самовары, правда, не берестяные.

Старинная изба, в которой разместился (©)Шёлтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина
Старинная изба, в которой разместился (©)Шёлтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина

Фрагмент экспозиции музея (©)Шёлтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина
Фрагмент экспозиции музея (©)Шёлтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина

Основатель музея Рюрик Петрович Лонин. (©)Шёлтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина
Основатель музея Рюрик Петрович Лонин. (©)Шёлтозерский вепсский этнографический музей имени Р.П. Лонина
Ростовая фигура вепса-дружки на выставке "Сияние Севера" в Доме народов РФ.
Ростовая фигура вепса-дружки на выставке "Сияние Севера" в Доме народов РФ.

Чайный дом Сугревъ продолжает собирать аудиоколлекцию сказок на языках коренных малочисленных народов Севера, в том числе на вепсском. Их можно послушать, например, на сайте в разделе спецпроекты.

Projects