Борьба новосибирских адвокатов за свои права нашла воплощение в изменениях уголовно-процессуального законодательства
Во вторник, 7 марта, Госдума приняла в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», разработанный во исполнение подпункта «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 ноября 2015 г. № Пр-2442.
Первая часть этих изменений, касающаяся вступления адвоката в процесс и возможности беспрепятственно встречаться со своими доверителями, стала возможна благодаря прямому обращению к Президенту России члена Общественной палаты РФ Ю.А. Костанова. Об это уже писала адвокатская пресса. Но мало кто знает, что вторая часть поправок, касающаяся вопросов производства обыска, осмотра, выемки в отношении адвоката, стала результатом бескомпромиссной и последовательной борьбы новосибирских адвокатов и их московских коллег за свои права.
Так, представленным Президентом РФ законопроектом в УПК РФ вносится новая статья 4501, закрепляющая особенности производства обыска, осмотра, выемки в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности). Указанные следственные действия производятся только после возбуждения в отношении адвоката уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого в порядке, установленном частью первой статьи 448 УПК РФ, на основании по становления судьи и в присутствии члена совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого производятся указанные следственные действия. Данное нововведение в полной мере согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17 декабря 2015 г. № 33-П, где сформулирован ряд минимально необходимых требований к соблюдению конфиденциальности в адвокатской деятельности при проведении в отношении адвоката отдельных следственных действий. Это Постановление также появилось в результате рассмотрения Конституционным Судом жалобы новосибирских и московских адвокатов.
Что же сделали адвокаты для того, чтобы законодатель услышал их мнение?
Борьбой с нарушением своих прав со стороны следственных органов адвокатам Новосибирской городской коллегии адвокатов пришлось заняться еще в 2005 году, когда они впервые столкнулись с нарождающейся практикой отвода защитника через его допрос. Тогда адвоката Александра Баляна
в числе других адвокатов пытались вы звать на допрос по одному из резонансных дел. Именно в связи с этими событиями адвокаты НГКА подключились к оказанию помощи в защите профессиональных прав своих коллег.
А в декабре 2009 г. произошел масштабный обыск в московском филиале этой коллегии и у московских адвокатов, располагавшихся в этом же офисе.
Тогда новосибирские адвокаты приняли решение сосредоточиться на защите московских коллег «свежими силами» и пригласили их к этой работе.
Итогом совместных действий стало Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. № 516-О-О и заключение Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ от 19 июля 2010 г. Тема незаконных обысков у адвокатов была включена в доклад Уполномоченного по правам человека Президенту РФ о соблюдении прав человека в РФ за 2010 г. (раздел 22).
По иску Уполномоченного по правам человека Тверской суд взыскал в пользу адвоката А.В. Баляна компенсацию морального вреда за незаконные отказы судьи Тверского суда в принятии жалоб.
А жалоба по итогам обыска в московском офисе, направленная в Европейский суд по правам человека в 2011 г., после исчерпания внутринациональных средств защиты была коммуницирована в сентябре 2017-го вместе с еще 11 жалобами российских адвокатов и сейчас находится на рассмотрении.
Но наиболее активная деятельность развернулась после проведения непрерывного обыска в Новосибирской городской коллегии адвокатов 6-8 октября 2014 года.
Сразу после обыска все адвокаты были вызваны на допрос в качестве свидетелей. Представители следствия неоднократно пытались вызвать и допросить адвокатов, в том числе в принудительном порядке. Таким образом к следователю полицейскими был доставлен адвокат Виктор Прохоров. Допросить себя по обстоятельствам оказания юридической помощи он не позволил, апеллируя к нормам закона.
Адвокаты коллегии обращались с апелляционной жалобой на постановление следователя о разрешении обыска, с жалобами на различные действия следователей в ходе обыска, с жалобами на действия по вызовам адвокатов на допрос без судебных решений.
Также были подготовлены и направлены жалобы в Конституционный Суд РФ, в Европейский суд по правам человека. К жалобе в Конституционный Суд РФ (после принятия ее к производству) были подготовлены дополнения.
Активное участие в подготовке указанной жалобы и дополнений к ней приняли адвокаты Новосибирской городской коллегии адвокатов А.В. Балян, О.А. Бажкова, С.В. Николаев, А.И. Новикова, В.В. Парначев, В.В. Прохоров и томский адвокат М.В. Рожков. По ее итогам было принято постановление КС РФ № 33-П от 17 декабря 2015, правовая позиция которого по порядку разрешения и проведения обыска у адвокатов положена Президентом России в основу предложенных им 11 февраля 2017 г. по правок в УПК РФ.
В подготовке жалобы в ЕСПЧ принимали участие адвокаты А.И. Новикова, В.В. Прохоров, В.В. Парначев, А.В. Пестов, С.В. Николаев, О.А. Бажкова, А.В. Балян. Жалоба коммуницирована и сейчас находится на рассмотрении ЕСПЧ одновременно с вышеупомянутой.
Начиная с января 2016 адвокаты НГКА по решению общего собрания коллегии безвозмездно оказывают экстренную юридическую помощь всем обратившимся коллегам, подвергающимся обыскам и допросам на территории Новосибирской области.