Найти в Дзене
Площадь Свободы

Гайморит – не просто насморк: что делать, когда обычная простуда превращается в угрозу

Зима не только время холодов и коротких дней, но и период, когда наш организм особенно уязвим перед респираторными инфекциями. Казалось бы, обычный насморк – частый спутник сезонных простуд. Однако именно он может стать началом куда более серьезного и опасного заболевания – гайморита. Многие привыкли терпеливо ждать, когда «само пройдет», но врачи бьют тревогу: такая легкомысленность грозит не просто затянувшейся болезнью, а настоящей катастрофой для здоровья. Разбираемся, прислушиваясь к мнению ведущих специалистов, почему нельзя игнорировать заложенный нос и как отличить банальную простуду от начинающегося воспаления пазух. Инкубатор для бактерий Представьте себе маленькие пещерки, расположенные по бокам от нашего носа внутри верхней челюсти. Это гайморовы пазухи – полые пространства, выстланные слизистой оболочкой и в норме заполненные воздухом. Они не изолированы от мира: тончайшие канальцы – соустья – соединяют их с носовым дыханием. Их роль – согревать воздух, придавать голосу зв

Зима не только время холодов и коротких дней, но и период, когда наш организм особенно уязвим перед респираторными инфекциями. Казалось бы, обычный насморк – частый спутник сезонных простуд. Однако именно он может стать началом куда более серьезного и опасного заболевания – гайморита. Многие привыкли терпеливо ждать, когда «само пройдет», но врачи бьют тревогу: такая легкомысленность грозит не просто затянувшейся болезнью, а настоящей катастрофой для здоровья. Разбираемся, прислушиваясь к мнению ведущих специалистов, почему нельзя игнорировать заложенный нос и как отличить банальную простуду от начинающегося воспаления пазух.

Инкубатор для бактерий

Представьте себе маленькие пещерки, расположенные по бокам от нашего носа внутри верхней челюсти. Это гайморовы пазухи – полые пространства, выстланные слизистой оболочкой и в норме заполненные воздухом. Они не изолированы от мира: тончайшие канальцы – соустья – соединяют их с носовым дыханием. Их роль – согревать воздух, придавать голосу звучность и даже облегчать вес черепа. Но эта же связь с внешней средой становится их ахиллесовой пятой, когда мы заболеваем.

– Зимой чаще обостряются гаймориты, возникают гнойные отиты. Грубая ошибка – при первых симптомах бесконтрольно принимать обезболивающие и антибиотики. Такие препараты лишь «стирают» симптомы, не устраняя причину болезни. Человек теряет время, а инфекция прогрессирует. Это может привести к необходимости стационарного лечения, – с тревогой отмечает заведующая оториноларингологическим отделением клиник СамГМУ, врач-оториноларинголог Олеся Зелева.

Вот как развивается беда: на фоне банальной простуды или ОРВИ слизистая оболочка носа отекает, воспаляется. Этот отек, словно плотная шторка, захлопывает те самые тонкие канальцы-соустья. Пазуха оказывается в ловушке. Слизь, которую она продолжает вырабатывать для защиты, не может найти выход. Застоявшаяся, теплая, она становится идеальным инкубатором для бактерий, которые в небольшом количестве всегда присутствуют на наших слизистых. Начинается активное размножение, воспаление набирает силу, слизь превращается в гной. Так насморк перерождается в гайморит. А эта болезнь требует уже не капель в нос, а серьезного, часто комплексного лечения.

Справка
Гайморит – заболевание с историей. Его симптомы были впервые описаны не в наши дни, а еще в XVII веке английским врачом и анатомом Натаниэлем Гаймором, в честь которого и названы пазухи и сама болезнь.

Откуда приходит беда

Почему же одни люди неделями ходят с соплями и отделываются легким дискомфортом, а у других банальная простуда оборачивается мучительной головной болью и необходимостью делать прокол?

У гайморита, как у любого недуга, есть свои «провокаторы». Чаще всего воспаление пазух начинается с вирусной атаки. Риновирусы, аденовирусы, вирус гриппа – главные виновники в начале истории. Но если организм ослаблен, а оттоку слизи что-то мешает, к вирусам с радостью присоединяются бактерии: пневмококки, гемофильные палочки. И тогда процесс становится гнойным.

Но есть и факторы, которые создают благодатную почву для развития болезни. Искривленная носовая перегородка, о которой человек может даже не подозревать, или полипы, незаметно выросшие в носу, – это механические преграды на пути воздуха и слизи. Зубы верхней челюсти, особенно 4-й, 5-й и 6-й, своими корнями могут буквально упираться в дно гайморовой пазухи. Глубокий кариес или неаккуратная работа стоматолога способны открыть инфекции прямой путь из ротовой полости в пазуху. Так возникает коварный одонтогенный гайморит, который не вылечить, пока не санирован зуб.

Немалую роль играет и наше собственное поведение. Бесконтрольное, долгое использование сосудосуживающих капель приводит к обратному – медикаментозному отеку, когда нос отказывается дышать без очередной дозы. А желание «ударить по бактериям» антибиотиком при первых признаках простуды, которое так распространено в нашей стране, не только бесполезно при вирусной инфекции, но и опасно. Оно нарушает микрофлору, ослабляет иммунитет и вырабатывает у бактерий устойчивость. Когда антибиотик действительно будет жизненно необходим, он может просто не сработать.

Тревожные звоночки

Как же не пропустить момент, когда безобидный насморк начинает превращаться во что-то большее? Симптомы гайморита коварны и поначалу маскируются под обычную простуду. Но есть характерные черты, которые должны заставить насторожиться.

Прежде всего, это боль. Не просто дискомфорт, а давящая, распирающая боль в области лица. Она может чувствоваться под глазами, в районе щек, в переносице и даже отдавать в зубы или висок. Характерный признак – усиление этой боли при наклоне головы вперед или резком движении. Кажется, будто в лице тяжелеет жидкий свинец.

Второй тревожный звоночек – стойкая, непроходящая заложенность носа, часто односторонняя. При этом выделения могут быть разными – от прозрачных и обильных вначале до густых, желто-зеленых, с неприятным запахом по мере развития гнойного процесса. Иногда отек настолько силен, что выделений нет вовсе, но чувство заложенности и давления при этом только усиливается.

К локальным симптомам присоединяются общие признаки интоксикации: температура тела поднимается до 38 градусов и выше, человек чувствует разбитость, слабость, апатию, пропадает обоняние и аппетит.

– Если обычный насморк через неделю проходит даже без особого лечения, то от гайморита просто так не избавиться. Так что, если вы заметили у себя подобные симптомы, нужно незамедлительно обратиться к врачу, – подчеркивает кандидат медицинских наук, врач-отоларинголог Сергей Петросов.

Ключевое слово здесь «затяжной». Когда симптомы не просто есть, а длятся больше 7-10 дней без улучшения или даже нарастают, это прямой сигнал, что пора к лору.

Факт
По статистике, болезни носа и околоносовых пазух являются самой частой причиной обращения к врачу-оториноларингологу. В России с диагнозом «гайморит» ежегодно сталкивается около 10 млн человек.

Точность и только точность

– Удивительно, но наше население ставит себе диагноз «гайморит» при любом удобном случае. Хочу отметить, что, чтобы поставить такой диагноз, нужно сделать как минимум рентген, а лучше КТ. Компьютерная томография позволяет получить послойное, трехмерное изображение всех структур и точно оценить масштаб проблемы. Без снимка поставить этот диагноз нельзя, потому что глазами увидеть гайморову пазуху невозможно, – категоричен Сергей Петросов.

От капель до скальпеля

Услышав диагноз «гайморит», не стоит паниковать. Современная медицина располагает целым арсеналом средств для борьбы с этим недугом. Тактика лечения всегда зависит от формы, стадии и причины заболевания и преследует несколько целей: снять отек, восстановить дренаж пазухи, устранить инфекцию и предотвратить осложнения.

На первом этапе, особенно при вирусном или катаральном гайморите, применяется консервативная терапия. Врач назначает сосудосуживающие капли коротким курсом (5-7 дней), чтобы снять отек и открыть соустье. Обязательно используются солевые растворы для промывания и увлажнения слизистой носа.

– Для носа рекомендуется использовать умеренные орошения солевыми растворами для увлажнения. Для горла – избегать излишних агрессивных полосканий. При любых сомнениях и ухудшении состояния – обращаться к врачу, – рекомендует Олеся Зелева.

При доказанной бактериальной природе воспаления подбирается системный антибиотик. «Только врач способен подобрать антибиотик, рассчитать его курс и правильно назначить дозу», – напоминает Сергей Петросов. Дополняют лечение местные антибактериальные спреи, противовоспалительные средства, физиотерапия (лазер, УФО, магнитотерапия).

Миф о проколе

Когда консервативные методы не помогают, а гнойный процесс прогрессирует, на помощь приходит пункция верхнечелюстной пазухи, или, в просторечии, «прокол». Это манипуляция под местной анестезией. Врач тонкой иглой пунктирует стенку пазухи, откачивает гной и промывает полость антисептиком. Облегчение наступает практически сразу: уходит мучительная боль и давление. Это не «приговор», а эффективный способ дренирования пазухи, когда естественные пути закрыты. Хотя данная процедура окружена множеством страхов и мифов. Самый главный из них – «Стоит один раз сделать прокол – и потом будешь делать его постоянно».

– Хочу со всей ответственностью заявить, что это неправда, – развенчивает миф Сергей Петросов. – Объяснение этому мифу простое: человек, наслушавшись подобных страшилок, затягивает посещения врача. В итоге процесс становится хроническим. Острый гайморит лечится единожды.

Гайморит – коварная болезнь, но не приговор. Внимательное отношение к сигналам собственного организма, отказ от опасного самолечения и своевременное обращение за квалифицированной помощью – вот три кита, на которых стоит защита от этого неприятного и опасного осложнения банальной простуды.

Олеся Зелева, заведующая оториноларингологическим отделением клиник СамГМУ, врач-оториноларинголог:
– Банальный насморк может осложниться гайморитом. А любой синусит (гайморит – это верхнечелюстной синусит) при неправильном лечении – потенциальный путь к менингиту.