Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций о том, как в конце 19 - начале 20 веков проводили испытание новых образцов вооружения. И сегодня поговорим о том, как смогли доказать, что самолеты начала 20 века можно вооружать автоматическим оружием (ссылка на другие статьи цикла будет в конце).
Первый опыт
Один из первых экспериментов по применению оружия с летящего самолета был проведен на ипподроме Шипсхед-Бей на Лонг-Айленде в Нью-Йорке в августе 1910 года.
На борту самолета с толкающим винтом, пилотируемого Гленном Кертиссом, одним из пионеров авиации, находился 27-летний второй лейтенант Джейкоб Э. Фикель, который, отслужив года, заслужил репутацию меткого стрелка.
Собравшимся зрителям было обещано невиданное зрелище - молодой офицер поднялся на борт, имея с собой винтовку Спрингфилд обр. 1903 года под патрон .30-03 Спрингфилд (7,62х65 мм) и намереваясь обстрелять с летящего самолета наземную цель.
Кертиссом был за штурвалом, а Фикель сидел рядом, держа винтовку одной рукой и стойку крыла другой.
Набрав высоту около 90 м, он облетел мишень, установленную в центре ипподрома.
Четыре раза молодой офицер, когда не опасался за жизнь, целился и стрелял. Два из четырех его выстрелов попали точно в цель. Изумленная толпа взревела, восхищаясь его мастерством.
Первое использование пулемета на самолете
Влияние на общественность было огромным, но военные восприняли это известие скептически. Они приводили математические расчеты, чтобы доказать, что с самолета можно стрелять только из винтовки, по одному выстрелу за раз, и только при определенных условиях, поскольку последовательные и быстрые взрывы нарушат работу самолета. И ни при каких условиях нельзя было сбрасывать большой груз в полете, поскольку его внезапное высвобождение наверняка привело бы к потере управления самолетом.
Особенно преуспели в этом военно-морские математики: согласно их расчетам, самолет, который может поддерживать скорость в 47,4 мили в час (ок. 76 км/ч) будет не только абсолютно неуязвим для огня противника, но и сам не сможет нанести ему какой-то ущерб - ни один стрелок в самолете не смог бы попасть ни во что с объекта, движущегося с такой скоростью, а любой внезапный сброс тяжелого объекта непременно опрокинул бы самолет.
7 июня 1912 года в истории авиации произошло событие, которое со временем окажет гораздо большее влияние на человечество, чем первый полет самолета в Китти-Хоук. В этот день капитан Чарльз ДеФорест Чандлер впервые в истории авиации успешно произвел стрельбу из полностью автоматического оружия с летающего самолета.
Эксперимент проводился неофициально.
Пулемет предоставил подполковник Исаак Льюис - он полагал, что эксперимент поможет развитию не только пулеметов, но и самолетов, и рассчитывал, что успех принесет ему известность, необходимую для продвижения его детища.
Отталкиваясь от всего этого, он прибыл в Колледж-Парк не имея с собой ничего, кроме пулемета и своего звания. Он предложил капитану Чандлеру, командиру авиабазы в Колледж-Парке провести испытания пулемета в воздухе - во имя развития авиации и пулеметного дела, и капитан Чандлер не только согласился, но и предложил свои услуги для проведения эксперимента.
Ранний образец пулемета Льюиса имел воздушное охлаждение, весил 11,5 кг и использовал патрон .30-06 Спринфилд, стандартный винтовочный патрон армии США. Патроны укладывались в круглый барабан, который надевался на стойку на верхней части ствольной коробки пулемета.
Скорострельность оружия составляла более 750 выстрелов в минуту, однако для этих испытаний она была уменьшена - за счет изменения натяжения возвратной пружины. Льюис посчитал, что оптимальная скорострельность для этих испытаний составляет 500 выстрелов в минуту, что позволит стрелку опустошить барабан за 6 секунд.
Пулемет не имел прицельной системы - наведение на цель осуществлялось вдоль верхней части необычно большого алюминиевого кожуха ствола.
После того, как Льюис показал Чандлеру, как обращаться с оружием, и ознакомил его с отдачей и силой подброса ствола при стрельбе очередями, тот занял свое место в самолете братьев Райт Модель В c толкающим винтом, расположив ствол оружия на перекладине, на которую поставили ноги он сам и пилот. Было решено, что стрельба будет производиться на небольшом отрезке площадки перед ангаром. В целях безопасности было принято решение лететь на малой высоте.
На землю была уложена мишень, представляющая собой кусок марли размером 6 на 7 футов (183 на 213 см). Согласно расчетам Льюиса самолет должен был пролететь над мишенью за одну десятую секунды.
Лейтенант Т. ДеВитт Миллинг, пилотировавший самолет, совершил три захода на цель на высоте 250 футов (76 м). Каждый раз из пулемета производилась короткая очередь.
Осмотр показал пять попаданий в мишень и несколько пулевых отверстий прямо перед марлей.
В ходе испытаний случилось небольшое происшествие.
Поскольку Чандлер не мог видеть, куда попадают пули на земле, остаток барабана он расстрелял, кружа над расположенными рядом рыбными прудами - чтобы по всплескам воды понаблюдать за расстоянием между пулями.
Эти незапланированные очереди вызвали у полковника Льюиса сильное беспокойство. Подумав, что Чандлер мог выстрелить случайно, он попросил наблюдателей укрыться в ангарах в качестве меры предосторожности, предположив, что если спусковой крючок был однажды нажат случайно, то это может повториться.
Позже Льюис был очень рад, когда капитан объяснил причину этих очередей.
Понимая, что они внесли свой вклад в историю авиации, воодушевленные экспериментаторы запланировали еще одно испытание на следующий день. На этот раз использовалась мишень шириной 2 ярда и длиной 18 ярдов (1,8 м на 16,5 м), и снова два офицера, Чандлер и Миллинг, взлетели. Основываясь на опыте, полученном накануне, они решили поднять высоту до 550 футов (168 м).
Даже на такой высоте 14 из 44 выстрелов попали в цель, а остальные пули оставили дыры в земле неподалеку. Поскольку ограниченное пространство практически не позволяло стрелку поворачивать самолет, точность во многом зависела от стабильного управления машиной над целью.
Газеты были застигнуты врасплох, новость дошла до общественности только на следующий день. Если бы не увлеченный фотограф-любитель по имени Маккарти, который отправился в Колледж-Парк и попросил капитана Чандлера сфотографироваться с пулеметом на самолете, сегодня не существовало бы ни одной фотографии этого события. В то время лейтенант Миллинг был в командировке, и лейтенанту Киркленду пришлось заменить пилота во время съемки.
Газеты и журналы опубликовали эту фотографию, и много писали о будущем авиации в войне. Эксперимент доказал, что продолжительный огонь не нарушает баланс самолета, как считали эксперты.
Репортеры, работавшие в Министерстве обороны, использовали этот опыт для интервью с представителем Генерального штаба, но получили ответ, что самолеты пригодны только для разведки. По их мнению, любые мечты о воздушном бое были просто продуктом слишком пылкого воображения, недостатка, часто встречающийся у молодых людей с недостаточным опытом военной службы, что не позволяет им понять абсурдность некоторых вещей. Кроме того, эксперимент проводился без официального разрешения, что, с точки зрения военных властей, оставляло его в категории "никогда не проводившегося".
После демонстрации стрельбы в воздухе в Колледж-Парке оружие было официально представлено на рассмотрение Совету по вооружению и фортификации. Увы, Совет не принял окончательного решения.
Льюис был раздражен тем, что он назвал "исключительно негативным отношением" (как утверждают некоторые источники, полковник назвал своих коллег из артиллерийского управления "невежественными болванами"), подал в отставку и в январе 1913 года отправился в Европу - в Бельгию, прихватив с собой все четыре пулемета, сделанные им для армии США.
Так началась история ручного пулемета Льюиса.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
История с "никогда не проводившимся" испытанием со стрельбой из пулемета с летящего самолета в очередной раз подтверждает аксиому - военный начальник это не профессия, а диагноз...
Впрочем, стоит отметить, что в более продвинутой на тот момент Европе на возможность использования самолетов в бою смотрели более реалистично - ручной пулемет Льюиса довольно быстро нашел себе место на британских аэропланах.
И, как говорится, чтобы два раза не бегать: первое боевое бомбометание было выполнено итальянцами в ходе их войны с турками в 1911 году.
1 ноября 1911 года младший лейтенант Джулио Кавотти, сбросил четыре ручные гранаты весом по 2 кг на турецкие позиции в оазисах Тагира и Аин Зара. Позже итальянцы начали применять 10-килограммовые бомбы, снаряженные поражающими элементами - шариками от картечи, а 4 марта 1912 года лейтенант Кавотти выполнил первый ночной разведывательный полет и первую ночную бомбардировку.
Но чуть раньше итальянская армия экспериментировала с более тяжелыми боеприпасами - капитан Королевского флота Алессандро Гуидони, используя самолет "Фарман" произвел несколько сбросов торпед весом ок. 320 кг, и, согласно отчетам, добился девяти прямых попаданий из десяти сбросов. Сбросы проводились с дистанции 1,5 мили от цели.
Цикл статей об испытаниях новых систем вооружения будет продолжен.
Не пропустите!
Как в США испытали первые пулеметы, можно прочитать здесь.
О первых испытаниях пулемета Максима можно прочитать здесь.
Об испытаниях "Максима" в России можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!