Найти в Дзене
Коллектиум

Великобритания: остров обреченных

Всего четверть века назад Британия была уверенной в себе, экономически стабильной и динамичной державой с глобальными амбициями. Если взять исходной точкой 2000 год, то это безусловная эпоха оптимизма. Пятая экономика мира с устойчивым ростом 3-4% ВВП в год. Лондон - глобальный финансовый центр, конкурирующий с Нью-Йорком. Постиндустриальный спад уже можно заметить, но все ещё есть свой сильный автопром и передовой аэрокосмос. Реальные доходы населения растут, инвестиции в образование и медицину - тоже. Фунт стерлингов крепок, инфляция и безработица минимальны. Великобритания самодостаточна в плане энергетики и чистый экспортер(!) нефти и газа Северного моря. Пик добычи позади, но запасы значительны. Миграционной проблемы и близко нет - не более 150 тыс. в год. Вектор развития: экономика высокодоходных услуг в рамках единого рынка ЕС (где у неё второе место после Германии). Страна также задает мировые тренды в рамках концепта «Крутой Британии» в моде, культуре, финансах, креативных ин
Галерея британских премьер-министров. 2026 год, хост, масло, ИИ
Галерея британских премьер-министров. 2026 год, хост, масло, ИИ

Всего четверть века назад Британия была уверенной в себе, экономически стабильной и динамичной державой с глобальными амбициями. Если взять исходной точкой 2000 год, то это безусловная эпоха оптимизма. Пятая экономика мира с устойчивым ростом 3-4% ВВП в год. Лондон - глобальный финансовый центр, конкурирующий с Нью-Йорком.

Постиндустриальный спад уже можно заметить, но все ещё есть свой сильный автопром и передовой аэрокосмос. Реальные доходы населения растут, инвестиции в образование и медицину - тоже. Фунт стерлингов крепок, инфляция и безработица минимальны.

Великобритания самодостаточна в плане энергетики и чистый экспортер(!) нефти и газа Северного моря. Пик добычи позади, но запасы значительны. Миграционной проблемы и близко нет - не более 150 тыс. в год. Вектор развития: экономика высокодоходных услуг в рамках единого рынка ЕС (где у неё второе место после Германии).

Страна также задает мировые тренды в рамках концепта «Крутой Британии» в моде, культуре, финансах, креативных индустриях. В дипломатии Лондон работает как «мост» между США и ЕС, усиливая влияние в обоих блоках.

А затем наступает 2008 год. Мировой кризис наносит удар в сердце Британии - Лондонский Сити. Приходит политика сокращения госрасходов: в экономике начинается спад, в обществе зреет недовольство. В 2014 проходит первый референдум о независимости Шотландии (неудачный). 2016 - Brexit.

2020 - худшая реакция на пандемию в Европе (>220 тыс. жертв). Колоссальный рост госдолга. 2021 - старт энергокризиса. 2022 - окончательный разрыв с ЕС, прекращение свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и людей. Инфляция на 40-летних максимумах (11%).

Итого за 25 лет: рост ВВП фактически нулевой в пересчёте на душу населения. Производительность труда - без изменений с начала века. Госдолг вырос с ~40% ВВП до 100%. За 8 последних лет капитализация Лондонской фондовой биржи не выросла (у Nasdaq - утроилась).

Доля производства в ВВП упала с 15% до >10%. Закрылись или проданы все оставшиеся автозаводы. Добыча в Северном море упала на ⅔, превратив Британию в чистого импортёра энергии. Биржевые котировки цен на газ привели к резкому росту тарифов в стране. Планы скоростной ж/д Лондон – Север: отмена. Строительство АЭС Хикли-Пойнт подорожало до $50 млрд, сроки провалены.

Уровень реальных доходов домохозяйства сейчас ниже, чем в 2007-м. Ежегодная миграция ~1 млн создала колоссальное давление на инфраструктуру и общество. Страна буквально меняет этнический состав. Подобных данных еще много. И все они показывают не временные трудности, а системную деградацию Британии.

Модель роста, основанная на финансовых услугах и высоком внутреннем потребления за счет долгового роста исчерпала себя. Социальный контракт подорван годами жесткой экономии и кризисом стоимости жизни. Перезапуск через инновации не состоялся. Армия и флот - сокращение. Еще несколько лет назад был вариант отменить Brexit и интегрироваться в ЕС для выхода из тупика. Сейчас это решение разве что тонуть вместе.

Кто у руля терпящего бедствие английского корабля? Карикатурный Карл III и уже четыре премьер-министра за три года. Доверие к политическому классу и институтам имеет рейтинги в 10-12%. При тотальной нехватке всех ресурсов - на горизонте только дальнейшее падение экономики и снижение уровня жизни.

Дипломатия - провал. Выход из ЕС разрушил стратегию «моста»: своей доли в Брюсселе больше нет. А транснациональное лобби со штабом в Лондоне сейчас в конфронтации с администрацией Белого дома. Участие в конфликте на Украине - их лебединая песнь. Возможная только потому, что марионетки из Киева сами бегают за Лондоном, протягивая веревочки...

Глобальное влияние - минус. Великобритания отказывается признать потерю своего статуса и способна доставить немело проблем. Но по факту, сейчас идет уверенное и безальтернативное понижение острова в класс проблемной периферии. Возражения есть?