Найти в Дзене

Зинаида вручила сыну на свадьбе ключи от своей квартиры, а самой жить негде

Рассказ "Крещенская вода". Начало. - Вы тут не стояли! Я занимала за этим мужчиной. А вы, значит, за мной, - невысокая, согнутая буквой "С" старушка с бидоном смотрела своими маленькими серыми глазами прямо в лицо Зине. Зинаида подняла голову, оторвалась от телефона и посмотрела на пожилую женщину. - Да, конечно. Зина сделала шаг и встала за старушкой. Что спорить, проще уступить. Себя Зинаида к старушкам не причисляла, старалась молодиться. В пятьдесят шесть какая старость - вторая молодость. Сына с дочерью Зинаида вырастила сама. Не сложилось в жизни с мужчинами: отец детей замуж так и не позвал, разбежались. Тяжело было, особенно, когда дети были маленькими, помощи ждать было неоткуда, но даже тогда про себя Зина не забывала, старалась не тратить деньги на ерунду: лучше голодная в обед походит, но на стрижку или новую блузку всегда выкроит. Дочь вышла замуж, переехала в квартиру к мужу, повезло - парень оказался с головой, а вот младший сын... Зине всегда его было жалко. Рос бол
Иллюстрация
Иллюстрация

Рассказ "Крещенская вода".

Начало.

- Вы тут не стояли! Я занимала за этим мужчиной. А вы, значит, за мной, - невысокая, согнутая буквой "С" старушка с бидоном смотрела своими маленькими серыми глазами прямо в лицо Зине.

Зинаида подняла голову, оторвалась от телефона и посмотрела на пожилую женщину.

- Да, конечно.

Зина сделала шаг и встала за старушкой. Что спорить, проще уступить.

Себя Зинаида к старушкам не причисляла, старалась молодиться. В пятьдесят шесть какая старость - вторая молодость. Сына с дочерью Зинаида вырастила сама. Не сложилось в жизни с мужчинами: отец детей замуж так и не позвал, разбежались. Тяжело было, особенно, когда дети были маленькими, помощи ждать было неоткуда, но даже тогда про себя Зина не забывала, старалась не тратить деньги на ерунду: лучше голодная в обед походит, но на стрижку или новую блузку всегда выкроит.

Дочь вышла замуж, переехала в квартиру к мужу, повезло - парень оказался с головой, а вот младший сын... Зине всегда его было жалко. Рос болезненным, вечно неуклюжий, но улыбчивый, ласковый. К такому всегда руки сами тянулись. Да и понятно было сразу, что дочь рано или поздно выскочит замуж, а вот сынок.

Двухкомнатную квартиру, доставшуюся Зине от больницы, в которой она всю свою трудовую жизнь работала, разменивать не стала, просто на свадьбе сына вручила ему ключи с улыбкой:

- Живите.

Дочь потом дёрнула мать за рукав и шепнула на ухо:

- Мама, ты с ума сошла? А жить ты где будешь? У нас квартирка малюсенькая, мы тебя, если что, к себе не возьмём.

- Знаю, доча. Пока у меня есть силы работать, пусть живут, а там решим. Тётка твоя, Оля, предложила мне у неё пожить, вошла в положение.

Дочери не понравилась эта идея, она даже высказала брату, что думает по этому поводу. Но он только и возразил, что никого не выгонял, это решение матери.

О том, где будет жить она, Зина заранее подумала, только не учла, что Оле, жившей всю жизнь одной, быстро надоест соседство. Сразу после январских праздников сестра и заявила, что Зине пора искать другое жильё.

О том, где и как искать это самое жильё, Зина и не представляла. Всю жизнь она жила в своей квартире. С квартиросъёмщиками дела не имела. Первое, что сразу пришло в голову - просмотреть объявления. Объявления пестрели предложениями от самых простых, видавших виды квартир до элитных, дорогих. Зина вздохнула, сняла очки и положила на тумбочку рядом с кроватью.

Поиски и просмотр вариантов ничего не дали. Целую неделю Зина бегала, смотрела, приценивалась. Но всё было не то: что-то, словно, мешало: запах, шумные соседи или очень высокий этаж при неработающем лифте.

Ольга надувала щёки, когда в очередной раз Зина сообщала, что найти ничего не получилось.

- Ты это специально! Знаешь, что я тебя на улицу не выгоню, вот и говоришь, что не нашла. Я только что смотрела объявления, их там штук сто. Не можешь найти квартиру, возвращайся к сыну.

Зинаида смотрела на сестру и не верила, что та может так с ней.

- Ну, не сто объявлений, начнём с этого. А куда мне переезжать, Оля, я решу сама. Спасибо тебе за гостеприимство, до конца января я съеду.

- До конца января? Это мне ещё столько ждать!

- Ничего, подождёшь, - кивнула Зина. - Когда тебе нужно было получать эту квартиру, то я тебе помогла, не помнишь уже?

Ольга замолчала, но осталась недовольна. Зинаида развернулась и ушла к себе. В то время, когда давали квартиры, Оле тоже удалось получить двухкомнатную, подключились все: и родители, которые были живы, и сама Зина много помогала. Условились, что одну комнату, если что, Зине Ольга уступит. Но как-то жизнь прошла, родителей не стало, и те договорённости ею позабылись.

Теперь, сидя в комнате, которая, по сути, была её, Зина держала руки, сомкнутые в замок на коленях, и ни о чём не думала. Даже не жалела. К чему вся эта ругань? Только нервы мотать друг другу. Не ужились, значит, надо искать жильё.

Утром Зинаида встала рано. Красное солнце поднималось где-то далеко, окрашивая предрассветный город в свои привычные краски. Зина закрыла глаза, но сон не шёл, пришлось встать. Вставать рано на работу она привыкла, но сегодня у неё был выходной, можно и поваляться.

Зина посмотрела на календарь и вспомнила, что хотела сегодня сходить за крещенской водой. Особо верующей Зина не была, службы не стояла, в церковь не ходила, считая, что вера всегда с ней, но воду запасала ежегодно. Что-то было в той воде, Зина и сама объяснить не могла. Но и лечилась успешно живительной влагой Зинаида, и умывалась, когда чувствовала себя плохо.

Утро выдалось морозным. Очередь заворачивала за ворота церкви и вытягивала хвост до проезжей части. Народ в очереди был разноликий, в основном в возрасте. Всё же будний день сыграл свою роль.

Зинаида вздохнула. Обычно она в такое раннее время не ходила за освящённой водой, не любила очереди, но сегодня как-то так получилось. Сновали и визжали чьи-то дети, играя в салочки, дёргали людей в очереди. Громко разговаривали впереди две женщины о чём-то своём, а Зина достала телефон и вновь стала искать варианты съёмных квартир.

Как подошла пожилая женщина, она и не заметила. Та просто встала впереди, перед ней, и вызывающе сообщила, что тут стояла. Зина не стала возражать. Всем воды достанется, что уж тут возмущаться.

Очередь тем временем тянулась долго. Картинка почти не менялась. Одни люди подходили с пустыми тарами, вставали в конец очереди, другие выходили из ворот церкви с полными. И не было на их лицах удовлетворения от полученного, не было светлой радости - обыденно всё, лица, уставшие от долгого стояния в очереди.

Наконец Зинаида приблизилась к огромному круглому чану с водой. Чтобы не было давки, и народ не толпился у освящённой воды, её разливали в тару два мужчины, стоящие по разные стороны. Пар шёл от людей, смешивался и растворялся в воздухе.

Зина быстро подала свою пятилитровую бутылку из-под воды и сунула руки в карманы. Буднично. У людей в очереди на тарах этикетки, она только сейчас обратила на это внимание. Зина даже поморщилась.

Ноша была тяжёлая. Зина подумала, что нужно бы ускорить шаг, иначе пластиковая тонкая ручка будет врезаться в руки до боли. Идти было далеко. Только сейчас Зинаида поняла, что нужно было налить воды в две ёмкости, нести легче было бы.

У одного из домов Зинаида остановилась передохнуть, поставила бутылку на скамейку и сняла перчатку. Рука раскраснелась, Зина принялась её тереть.

У подъезда толпились дети, лет семи-восьми, две девочки и три мальчика. О чём-то деловито рассуждали, спорили, топали ногами по снегу. Один из мальчишек подошёл к Зинаиде.

- Здравствуйте, тётенька. А не поможете ли вы нам?

- Здравствуйте, - поздоровалась Зина в ответ. - Что случилось?

Дети расступились, показывая на снег.

- Позавчера Лёнька тут свой ключ потерял. Мы его нашли, но он застыл, не выковырять. А Лёньке попадёт, ему без ключа нельзя домой заходить, мать опять спросит, влетит.

Зинаида улыбнулась, подошла посмотреть, в чём дело. Ключ, действительно, виднелся в толще льда. Видимо, техничка, мывшая пол в подъезде, вылила грязную воду как раз в то место, где и лежал ключ. И он вмёрз. Основательно, глубоко.

Зина закивала и сочувственно протянула:

- Да-а-а. Ну, а чем же я помогу?

- А вы водой на него полейте, он и оттает.

Зина обернулась, посмотрела на бутылку. В бутылке была не простая вода из магазина, а освящённая. Как же эту воду вот так просто лить. Сомневалась недолго. Люди, пусть и маленькие, в беду попали. Согласилась. Открыла крышку, аккуратно плюхнула немного воды на лёд и стала смотреть. Дети обступили место, тоже затихли и стали наблюдать.

Воды понадобилось много, но ключ добыли.

- Ура! - захлопала одна из девочек и запрыгала.

- Спасибо вам! Выручили Лёньку, - мальчик, что обратился за помощью, протянул Зине руку.

Она пожала в ответ и улыбнулась.

Лёнька был рад больше всех.

- Не теряй больше. На верёвочку повесь. Мы так в детстве делали, - сказала Зинаида.

- Вас проводить, помочь донести воду? - тут же засыпали дети её вопросами.

- Нет, спасибо. Я сама, тут недалеко, - кивнула Зина в сторону старых домов.

Дети открыли подъезд и растворились в нём.

Зина взяла бутыль и пошла дальше.

Вдоль длинной девятиэтажки шла широкая дорога, заставленная машинами, напротив забор и овраг. Только потом начинались старые пятиэтажки. Они тянулись до конца улицы серой полосой, однообразной, соответствующей цвету снега, почти сливаясь с ним.

У поворота на главную дорогу перед домом стоял автомобиль. Капот его был поднят. Рядом растерянно топтался молодой мужчина в стильном укороченном пальто, застёгнутом только на две пуговицы, белой рубашке и галстуке. Он пытался что-то стереть с рук, хватал снег и тёр с усердием.

Зина поравнялась с ним.

- Женщина, простите. Вы не продадите мне воду? Моя застыла в машине, а снегом не оттереть, вот вымазался, опаздываю, встреча уже скоро.

Зинаида остановилась. Как продавать освящённую воду. Нельзя же. Засомневалась на минутку.

- А полотенце у вас есть?

- Есть, в бардачке, и мыло вот, - кивнул он.

Зинаида открыла крышку и стала аккуратно поливать мужчине на руки.

- Сто рублей хватит? Двести? - спросил он, когда вытер руки полотенцем.

- Что вы, - отмахнулась она. - Я вам просто помогла, езжайте, опаздываете же.

Мужчина обрадовался, а Зинаида пошла дальше.

Она не спешила. Теперь и ноша была не такой тяжёлой, да и идти по подмёрзшему ночью снегу нужно было аккуратно. Это домой она бы поспешила, дома всегда какие-то дела, заботы, а к сестре в квартиру ей спешить было незачем.

Зинаида слегка покачивала бутылкой, в которой и осталась всего треть воды. Думала, рассматривала старые дома, облупившиеся и посеревшие со временем.

Зину обогнали два подростка с собачкой. Высокие, худые. Разговаривали громко о чём-то, спешили. Собачка, пушистый коричневый комок на маленьких ножках, еле поспевала за ними. Зина засмотрелась.

Подростки свернули и остановились у теплотрассы, присели.

Зинаида почти дошла до них и стала рассматривать, что они там делают. Первым делом подумала плохое. А потом Зина услышала слабый писк.

- А воду мы не купили. Сбегай, Вов.

- Да у меня денег больше нет.

Парни тут же встали, принялись рыться в карманах. Один из подростков заметил Зину и ткнул второго.

- Вот, смотри, женщина идёт с водой, попроси.

- Сам проси, не буду.

Зинаида их препирательства слышала.

- Домой тогда иди за водой.

- Что там у вас, парни? - начала разговор сама Зина.

- Да вот, собаку нашли со щенками. Еды купили, а воду забыли.

Зина протянула бутыль:

- Хватит? Тарелку бы какую. Есть что-нибудь острое обрезать?

- Да. Спасибо.

Один из парней достал перочинный ножик и принялся аккуратно разрезать по кругу бутылку, стараясь не расплескать воду.

Собака, сидевшая на колодце, принялась вилять хвостом, съев все принесённые ей сосиски. Она распласталась по крышке люка, придавливая щенят, но не отходила от них, постоянно облизывая морду. Как только перед ней поставили плошку с водой, она тут же сунула туда морду и долго, жадно пила.

- Спасибо вам за воду. Сейчас сфотографируем и в чаты раскидаем, заберут её отсюда, холодно.

- Холодно, - поёжилась Зина и сунула руки в карманы.

Теперь ничего в них держать не было нужно. Она постояла немного, раздумывая, пойти ли снова к церкви, чтобы набрать воды, или уже идти в квартиру к Ольге. Выбрала второе.

Ольги дома не было. Зина даже обрадовалась. Быстро разделась и поела. Как только в замочной скважине лязгнул ключ, Зина, схватив кружку с чаем, ушла в комнату.

Заключение по ссылке.