Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Семья в аренду/Rental Family (2025 г.) трагедия Брендана Фрейзера в Японии, который берётся за специфическую работу, лишь бы не остаться…

Одиночество – и благо личности, е её проклятие. До сих пор не ведомы его границы, переходя которые человек начинает сходить с ума. Однако не только от этого люди ищут временных собеседников, спутников или приятелей для близких. Традиции, чувство вины и так далее, мешают нам признаваться родителям в каких-то вещах, устраивать детей в привилегированные школы или занимать время старика-отца. Как говорил персонаж Чехова – «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего». Правда, теперь подобное желание гипертрофировалось до невероятного воплощения. Люди стали нанимать для себя временные семьи, лишь бы хоть чуть почувствовать эту атмосферу, вспомнить прошлые счастливые мгновения и окунуться в приятный быт и сутолоку. Филлип Вандерплог (как всегда обаятельный и чуткий Брендан Фрейзер) живёт в Японии 7 лет и всё это время он находится в поиске применения своего актёрского таланта. Почему он здесь оказался, а главное – почему он тут остался, сложно сказать. На родине
Кадр из фильма "Семья в аренду".
Кадр из фильма "Семья в аренду".

Одиночество – и благо личности, е её проклятие. До сих пор не ведомы его границы, переходя которые человек начинает сходить с ума. Однако не только от этого люди ищут временных собеседников, спутников или приятелей для близких. Традиции, чувство вины и так далее, мешают нам признаваться родителям в каких-то вещах, устраивать детей в привилегированные школы или занимать время старика-отца. Как говорил персонаж Чехова – «Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Все-таки лучше, чем ничего». Правда, теперь подобное желание гипертрофировалось до невероятного воплощения. Люди стали нанимать для себя временные семьи, лишь бы хоть чуть почувствовать эту атмосферу, вспомнить прошлые счастливые мгновения и окунуться в приятный быт и сутолоку.

Филлип Вандерплог (как всегда обаятельный и чуткий Брендан Фрейзер) живёт в Японии 7 лет и всё это время он находится в поиске применения своего актёрского таланта. Почему он здесь оказался, а главное – почему он тут остался, сложно сказать. На родине от семьи остались крохи, поэтому, наверное, он выбрал спокойную среду, ту которая его не принимает и никогда не примет за своего, но которая, по крайней мере, не отталкивает от себя. Совершенно случайно он становится служащим агентства по оказанию необычных для западного индивида услуг. Ему приходится временно играть роль отца девочки, журналиста для забытого актёра и много иных персонажей, изобразить на экране коих ему, скорее всего, никогда не было бы суждено. Только подменяя настоящего человека в натуральной жизни он сталкивается с трудностями экзистенциального характера. Рефлексия о судьбах клиентов накладывается на собственную, и ему в один момент становится совсем невыносимо.

Кадр из фильма "Семья в аренду".
Кадр из фильма "Семья в аренду".

Сама идея отразить в кино такую деликатную тему как наём семьи, одного её члена, для решения проблем и вопросов заведённых обычаев в обществе не такая уж новаторская. Тем не менее, здесь важно понять, каким образом это сделать, в комедийном жанре, пытаясь выжать дикий хохот от разной степени пошлости положений героев, или же навести грусть-тоску вперемешку с иронией судьбы. В данном случае мы, безусловно, имеем дело с трагикомедией в чистом японском стиле, когда печаль имея накопительный эффект к финалу готова превратиться в катарсис. И это совершенно не воспринимается в качестве манипуляции, но принимается за чистую монету, где-то даже документального свойства. Этому в немалой степени способствует замечательный актёр Фрейзер, на длительное время пропавший с радаров, однако после Кита Аронофски появившийся и думается уже надолго. Получается крайне трогательная поэма на восточный манер, разбавленная крупным неуклюжим американцем, в которой душу щемит тем более, чем далее повествование раскрывает характеры действующих лиц.

Кино, имело оно такую цель или нет заведомо неизвестно, сочетает две сущностные проблемы. Во-первых – столкновение востока и запада, неоригинальный зачин, но здесь он показан под иным углом воззрения, нежели зритель привык созерцать. Во-вторых, и в главных, это скрупулёзное исследование явления услуги, вынесенной в название. Не схематичное разложение функций каждого причастного, а именно с позиции психологических переживаний, идущих намного дальше, нежели вечернее возлияние в ресторанчике. И вот этот процесс, привыкание западного человека к традициям Японии, поиск себя в уже зрелом состоянии, сквозь прохождение всяческих терзаний по поводу бытия своих подопечных, вот он захватывает. Это мучительное зрелище, но оно как будто очищает. Порой на это невозможно смотреть без слёзной жидкости, однако её выделение говорит о многом, в том числе о способности ещё чувствовать сторонние эмоции, хоть они и иллюстрируются со сдержанностью страны восходящего солнца.

Кадр из фильма "Семья в аренду".
Кадр из фильма "Семья в аренду".

Семья в аренду потрясающая драма, в том смысле, что она способна подтолкнуть на новое понимание, ведёт за такие закоулки, на которые ранее и вовсе не обращал внимания. Артист Фрейзер здесь во всей красе, но и японские коллеги не отстают и получается блестящий международный ансамбль, глядя на который забываются прежние их распри и гигантское горе. Отдельные сцены способны в мгновение уничтожить любого по своей силе и объёму (сцена со стариком-актёром который нашёл тайник с фотографиями) и тут же, невзирая на изначальную меланхолию, восстановить из пепла и вселить уверенность. Здесь как будто нет никаких огрехов, всё развивается как в жизни, неоднозначно, но естественно. И режиссёр недавнего сложного сериала Грызня Хикари в который раз доказала свою многослойную натуру художника и уж теперь точно надо будет следить за дальнейшей её фильмографией.