Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Мое знакомство с теорией привязанности

Теория привязанности, пожалуй, единственный неизменный профессиональный интерес с момента учебы. Помню, нас на одной из пар по психодиагностике преподаватель пригласила на свои семинары для педагогов-психологов на базе одного госучреждения. На тот момент все темы были новыми и интересными, поэтому, отложив все дела, помчались не глядя. Тема выступления была "Перверсии". Перверсия (от лат. perversio — извращение) — это термин в психологии и психоанализе, обозначающий патологическое или стойкое отклонение от «нормального» (общепринятого или зрелого) способа удовлетворения потребностей, особенно сексуальных, когда другой человек (объект) превращается в инструмент или вещь для достижения собственного удовольствия, игнорируя его как равную личность. Потрясающая тема для студентов первого курса магистратуры, согласитесь же? Семинар пришел на одном дыхании. Нам было представлено масштабное исследование на базе женской колонии в разрезе преступлений против личности, собственности, а также проя

Теория привязанности, пожалуй, единственный неизменный профессиональный интерес с момента учебы. Помню, нас на одной из пар по психодиагностике преподаватель пригласила на свои семинары для педагогов-психологов на базе одного госучреждения.

На тот момент все темы были новыми и интересными, поэтому, отложив все дела, помчались не глядя. Тема выступления была "Перверсии".

Перверсия (от лат. perversio — извращение) — это термин в психологии и психоанализе, обозначающий патологическое или стойкое отклонение от «нормального» (общепринятого или зрелого) способа удовлетворения потребностей, особенно сексуальных, когда другой человек (объект) превращается в инструмент или вещь для достижения собственного удовольствия, игнорируя его как равную личность.

Потрясающая тема для студентов первого курса магистратуры, согласитесь же?

Семинар пришел на одном дыхании. Нам было представлено масштабное исследование на базе женской колонии в разрезе преступлений против личности, собственности, а также проявлений дезадаптивного поведения в форме перверсий.

По окончании, как полагается, нам был представлен список литературы. И вот тут началось самое интересное. Большую часть книг я не смогла ни заказать, ни скачать. Что-то находила на зарубежных сайтах, но доставка предполагась долгой и сомнительной. Я перечитала все что можно было по перверсиям, и как будто оставила эту тему. Но в списке оставалась еще одна книга, автор которой - Карл Хайнс Бриш. Название тогда не впечатлило, но через неделю книга была уже у меня в руках.

Я начала читать ее буквально с чистого листа, поскольку до это я никак не касалась теории привязанности, фокус внимания был совсем в другом месте. Соответственно, книги основателя теории привязанности, Дж. Боулби, прошли мимо меня. Сейчас, изучив огромное количество литературы по этой теме, я могу с уверенностью сказать, что попадись мне тогда книга Дж.Боулби, а не К. Бриша, , любви быть может не случилось бы. Все-таки формат книг Боулби по типу лекций для студентов, как у Фрейда, мной воспринимается специфически.

Во-первых, поразила эстетика. Достойное издание, удобный формат, шрифт. Это не карманное издание, такую книгу не засунешь в сумочку. Это книга для особого удовольствия, не на бегу.

Во-вторых содержание. Эта книга из тех, которую читаешь медленно, но не потому, что трудно, а потому, что не хочешь, чтобы она заканчивалась. От истории самого первооснователя к истории (и причинам) возникновения самой теории, далее плавно к понятиям, с интересными примерами, ссылками на исследования, очень много исследований, вот небольшой отрывок:

Лонгитюдные исследования эмоционального развития младенцев и дошкольников, выросших в условиях тяжелой ранней депривации в румынских приютах и детских домах, а затем удочеренных и усыновленных английскими и канадскими семьями, показывают, что эти дети даже годы спустя, все еще имели симптомы ярко выраженных реактивных расстройств привязанности в сочетании с нарушениями внимания и гиперактивностью, а также нарушениями поведения, симптомы которых были аналогичны симптомам расстройств привязанности и симптомам, характерным для заболеваний аутистического спектра.

За К. Х. Бришем был Дж.Боулби, книги которого давались мне чуть тяжелее, что скорее всего объясняется содержанием, в частности, рассмотрение процесса горевания через теорию привязанность, о чем я планирую написать отдельно позже. При этом, читая Боулби первый раз, я ничего о горевании в упор не видела, и лишь когда перечитывала повторно, чтобы найти интересные цитаты для выпускной работы, нашла клад. При этом все совпало и с жизненными событиями, поэтому эта информация была не только ценной по своему содержание, но и такой своевременной.

В последствии, работая на выпускным исследованием, в ходе которого я кардинально меняла тему заново писала теорию два раза, я, тем не менее, не отпускала теорию привязанности, даже когда научный руководитель настаивала убрать опросники и ссылку на теорию привязанности.

Финальный вариант исследования был посвящен эмоциональному выгоранию матерей, воспитывающих детей с РАС (расстройство аутистического спектра). В нем приняли участие 89 женщин, из которых 61 воспитывает ребенка с ОВЗ. При этом, была выявлена достоверная, статистически значимая взаимосвязь глубины эмоционального выгорания женщина и типа ее привязанности.

Это означает, что корректируя в рамках терапии тип привязанности, мы существенно улучшаем качество жизни мамы. Это не какое-то второстепенное свойство, это основа, фундамент.

Получается, не подвел меня мой профессиональный интерес?!

P.S. А через неделю у меня в руках будет новая книга по теории привязанности уже отечественных авторов, Н. В. Сабельникова и Д. В. Каширского. Говорят, что эта книга - сокровище.

С удовольствием поделюсь с Вам впечатлением!

Автор: Елена Арцибашева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru