Найти в Дзене
Александр Ржавин

Дания уже продавала острова США: чего в этот раз упёрлась-то?

На фоне желания американского президента Дональда Трампа приобрести для своей страны Гренландию неприметно проходят некруглые, но знаменательные юбилеи: 109 лет назад Датское королевство продало Соединённым Штатам Америки несколько островов в Карибском море. Датчан тогда не смутило, что продают они американцам не только территорию, но и 50 тысяч душ (почти как сейчас население Гренландии). Поэтому все нынешние истерики Копенгагена мне решительно непонятны. Немного истории: так получилось, что в середине XIX века Дании принадлежали три острова (с прилегающими островками) в архипелаге Малых Антильских островов: Санта-Крус (Sankt Croix), Сент-Джон (Sankt Jan), Сент-Томас (Sankt Thomas). Их помпезно именовали Датской Вест-Индией (Dansk Vestindien). Само собой, датское владычество сопровождалось всеми прелестями колониализма: на островах угнетали африканских рабов ради выработки сахара. Но когда сахарный тростник перестал приносить баснословные прибыли, то острова стали чем-то вроде чемодан

На фоне желания американского президента Дональда Трампа приобрести для своей страны Гренландию неприметно проходят некруглые, но знаменательные юбилеи: 109 лет назад Датское королевство продало Соединённым Штатам Америки несколько островов в Карибском море. Датчан тогда не смутило, что продают они американцам не только территорию, но и 50 тысяч душ (почти как сейчас население Гренландии). Поэтому все нынешние истерики Копенгагена мне решительно непонятны.

Немного истории: так получилось, что в середине XIX века Дании принадлежали три острова (с прилегающими островками) в архипелаге Малых Антильских островов: Санта-Крус (Sankt Croix), Сент-Джон (Sankt Jan), Сент-Томас (Sankt Thomas). Их помпезно именовали Датской Вест-Индией (Dansk Vestindien).

Само собой, датское владычество сопровождалось всеми прелестями колониализма: на островах угнетали африканских рабов ради выработки сахара. Но когда сахарный тростник перестал приносить баснословные прибыли, то острова стали чем-то вроде чемодана без ручки.

Зато этими плевками на карте Карибского моря заинтересовались в США. Вначале американцам просто хотелось иметь базу на Карибах. Потом понадобилось прикрытие Панамского канала на дальних подступах. Несколько раз заходила речь о покупке Вашингтоном островов у Дании, но, по разным причинам, сделка срывалась.

Но вот наступила Первая Мировая война, и американцы решили, что настало время для завершения хорошей сделки. Благо, что опыт был, США неоднократно расширялись за счёт покупки территорий (Луизиана в 1803 у Франции, Аляска в 1867 у России).

Аргументы – ну чисто нынешнее трамповское балагурство. Американцы на полном серьёзе заявили, что есть опасность, что Германия высадит на островах десант и создаст там военно-морскую базу, которая будет угрожать безопасности США. Мол, даже видели неподалёку несколько подлодок Кайзерлихмарине!

Вообще, конечно, любой здравомыслящий эксперт объяснил бы, что, пусть если бы с подлодок и было высажено на острова несколько десятков или даже сотен кайзеровских солдат, никакую базу они бы построить не смогли по логистическим соображениям. А надводный флот Германии был к тому времени надёжно заперт в Северном море и на Балтике. Пытавшаяся же прорваться в Атлантику легендарная и храбрая германская Восточно-Азиатская крейсерская эскадра годилась лишь для рейдерских действий, но и без этого уже давно кормила рыб на океанском дне, когда 29 октября 1915 года государственный секретарь США Роберт Лансинг возобновил переговоры о покупке островов.

Договор о Датской Вест-Индии (Treaty of the Danish West Indies) был подписан 4 августа 1916 года в отеле Билтмор в Нью-Йорке. Точнее официально документ назывался Конвенцией между Соединёнными Штатами и Данией о цессии Датской Вест-Индии (Convention between the United States and Denmark for cession of the Danish West Indies). Датскую сторону представлял министр Константин Брюн, а сторону США – госсекретарь Роберт Лансинг. 7 сентября сенат США утвердил договор. 14 декабря в Дании был проведён национальный референдум по вопросу о продаже островов Соединённым Штатам. По его результатам 60% населения островов проголосовали за вхождение в состав США, и 22 декабря датский парламент ратифицировал договор о продаже колонии. 16 января 1917 года президент США Вудро Вильсон ратифицировал договор. На следующий день стороны официально обменялись ратификационными документами. 25 января американский президент издал прокламацию касательно договора, а 9 марта подобную прокламацию издал король Дании Кристиан X.

Спуск датского флага на острове Санта-Крус, 31 марта 1917 года. Источник: Wikipedia.org.
Спуск датского флага на острове Санта-Крус, 31 марта 1917 года. Источник: Wikipedia.org.

31 марта 1917 года датский министр Константин Брюн получил ордер на 25 миллионов (около 674 млн по ценам 2025 года) долларов США от госсекретаря Роберта Лансинга. 1 апреля состоялась формальная процедура передачи островов Соединённым Штатам Америки, за 5 дней до вступления США в Первую Мировую войну. 250-летняя история датских колоний на Карибах завершилась.

Впрочем, не совсем. Один островок ещё в 1905 году Дания продала датской же Восточно-Азиатской компании (A/S Det Østasiatiske Kompagni). И только в 1944 году, пока Дания была оккупирована Третьим Райхом, этот Vand ø стал американским Water Island всего-то за 10 тысяч долларов США.

Стало от этого хуже Дании? Нисколько. Стало от этого хуже островитянам? Ни разу.

Так о чём сейчас весь сыр бор с Гренландией?! Тем более что открыли её не датчане, а норвеги из Исландии (почитайте биографию Эрика Рыжего – Eiríkr rauði Þorvaldsson). И 70% населения острова составляют не скандинавы, а инуиты (потомки выходцев из Сибири, ага). Так что правильнее его называть не колонизаторским Grønland, а коренным Kalaallit Nunaat!

Monitoring the situation. Источник: The White House.
Monitoring the situation. Источник: The White House.

Ах, да... При подписании договора о покупке датской Вест-Индии США госсекретарь Лансинг подписал ещё такую декларацию: «In proceeding this day to the signature of the Convention respecting the cession of the Danish West-Indian Islands to the United States of America, the undersigned Secretary of State of the United States of America, duly authorized by his Government, has the honor to declare that the Government of the United States of America will not object to the Danish Government extending their political and economic interests to the whole of Greenland».

То бишь: «Начиная с сегодняшнего дня с подписания Конвенции о передаче датских островов Вест-Индии Соединенным Штатам Америки, нижеподписавшийся Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки, должным образом уполномоченный своим правительством, имеет честь заявить, что правительство Соединенных Штатов Америки не будет возражать против распространения правительством Дании своих политических и экономических интересов на всю территорию Гренландии».

Трепет в датских СМИ.
Трепет в датских СМИ.

Некоторые считают, что тем самым США признали суверенитет Дании над Калааллит Нунаат. Но вчитайтесь! Нет там такого. США всего-навсего не возражают против политических и экономических интересов Дании на острове. Ничего больше. Юристы Трампа легко это докажут. А повышенные торговые тарифы (подкреплённые парой-тройкой авианесущих ударных группировок) легко убедят Данию, что у неё больше нет никаких интересов на другом берегу Атлантики, а собачьим упряжкам пора gå hjem – go home. Как полагаете?