Найти в Дзене
Русский исполин

13 февраля 1903 года родился советский физик Анатолий Петрович Александров

Его жизнь — готовый сюжет для драматического сериала. Он воевал за белых, но стал одним из отцов советского атомного проекта. Он спасал флот в Великую Отечественную, а спустя 45 лет пережил самую страшную атомную катастрофу, причиной которой отчасти стал он сам. Анатолий Александров — человек-эпоха, трижды Герой Социалистического Труда и президент Академии наук, чья судьба отразила все противоречия и величие советской науки. Его путь в советские академики начался на другой стороне баррикад. Сын мирового судьи, внук немецкой бабушки, крестник инженера Классона (одного из авторов плана ГОЭЛРО) — он был типичным выходцем из образованного слоя старой России. В 16 лет в Крыму он стал юнкером в армии Врангеля, воевал пулемётчиком и получил три Георгиевских креста. При эвакуации белых он остался, чудом избежал расстрела и скрылся. Эта тайна навсегда осталась с ним: «Он знал, что об этом известно в ведомстве Берии... и потому всегда был «застёгнут на все пуговицы»», — вспоминали современники.
Оглавление

Анатолий Александров: Гений, который пережил свой век

Его жизнь — готовый сюжет для драматического сериала. Он воевал за белых, но стал одним из отцов советского атомного проекта. Он спасал флот в Великую Отечественную, а спустя 45 лет пережил самую страшную атомную катастрофу, причиной которой отчасти стал он сам. Анатолий Александров — человек-эпоха, трижды Герой Социалистического Труда и президент Академии наук, чья судьба отразила все противоречия и величие советской науки.

Юнкер с Георгиевскими крестами

Его путь в советские академики начался на другой стороне баррикад. Сын мирового судьи, внук немецкой бабушки, крестник инженера Классона (одного из авторов плана ГОЭЛРО) — он был типичным выходцем из образованного слоя старой России.

В 16 лет в Крыму он стал юнкером в армии Врангеля, воевал пулемётчиком и получил три Георгиевских креста. При эвакуации белых он остался, чудом избежал расстрела и скрылся. Эта тайна навсегда осталась с ним: «Он знал, что об этом известно в ведомстве Берии... и потому всегда был «застёгнут на все пуговицы»», — вспоминали современники.

«Система ЛФТИ»: как учёные спасли флот

Его главный подвиг в войну не был связан с атомом. Вместе с Игорем Курчатовым он разработал гениальный метод защиты кораблей от магнитных мин. Суть: обмотать корпус судна кабелем и пропустить ток, чтобы «обнулить» его магнитное поле. Испытания завершили 18 июня 1941 года.

Уже 9 августа 1941 года Александров и Курчатов были в осаждённом Севастополе, чтобы вживую устанавливать систему на корабли Черноморского флота. До конца октября они «размагнитили» более 50 судов. Эта работа, проводившаяся под огнём, спасла сотни кораблей и жизней. За неё он получил свою первую Сталинскую премию.

Правая рука Курчатова: от бомбы к мирному атому

После войны Курчатов привёл его в атомный проект. Александров стал его заместителем, а затем, после смерти учителя в 1960 году, — директором Института атомной энергии.

Под его руководством рождалась мирная атомная энергетика СССР:

  • Реактор для первой в мире АЭС в Обнинске.
  • Ядерные установки для ледокола «Ленин» и атомных подлодок.
  • Реакторы РБМК — те самые, что позже работали на Чернобыльской АЭС.

Он был не кабинетным учёным, а могучим организатором, «генералом от науки». Именно он в небывалые сроки наладил в Северодвинске серийное строительство атомных субмарин, сделав СССР великой подводной державой.

Президент Академии и тень Чернобыля

В 1975 году его избрали президентом АН СССР. Это был пик карьеры. Но в основе этого взлёта лежал проект, который станет его личной трагедией — реактор РБМК.

26 апреля 1986 года случился Чернобыль. Для Александрова, научного руководителя проекта, это был крах. Он до конца отстаивал версию о вине персонала, игнорируя конструктивные недостатки реактора, о которых ему ранее докладывали. Катастрофа сломала его. «С этого времени и моя жизнь начала кончаться», — говорил он.

В октябре 1986 года он ушёл с поста президента Академии наук. Его эпоха закончилась вместе с верой в безграничную безопасность созданного им атомного гиганта.

Могила на Митинском кладбище в Москве
Могила на Митинском кладбище в Москве

Наследие и противоречие

Анатолий Александров умер в 1994 году, пережив страну, которой служил. Он был гением-практиком, который изобретал, строил и руководил, как полководец. Его вклад в оборону страны и развитие энергетики колоссален.

Но его история — это также история роковой самоуверенности «отцов-основателей», трагического разрыва между грандиозными свершениями и ценой ошибок. Он прошёл путь от юнкера-белогвардейца до столпа советской системы, чтобы в конце жизни стать заложником её главной катастрофы.

Можно ли разделять гений создателя и ответственность за последствия его творений?

Подписывайтесь на наш канал, где мы рассказываем о великих учёных, чьи открытия меняли мир, а судьбы — поражали своей сложностью.