Найти в Дзене
Свет книг

Доктор Вересаев

Друзья, совсем недавно я прочла небольшой по объёму роман Анны Морозовой "Санитар". И вот решила продолжить медицинскую тематику романом Викентий Викентием "Записки врача". Просьба не путать со сборником рассказов Булгакова "Записки юного врача".
Роман Вересаева я получила в подарок от Анны Сетон, автора одноимённого канала вместе с томиком Уайльда. Когда подарок Анны я принесла с почты, я
Оглавление

Друзья, совсем недавно я прочла небольшой по объёму роман Анны Морозовой "Санитар". И вот решила продолжить медицинскую тематику романом Викентий Викентием "Записки врача". Просьба не путать со сборником рассказов Булгакова "Записки юного врача".

Картинка сгенерирована.
Картинка сгенерирована.

Роман Вересаева я получила в подарок от Анны Сетон, автора одноимённого канала вместе с томиком Уайльда. Когда подарок Анны я принесла с почты, я прошерстила свою книжную очередь и где-то в середине, но ближе к началу вставила эти книжечки. Но опять это но! Совсем недавно автор канала "Надо жить" Мария подарила мне свою книгу с очень добрым автографом. До того как посылка дошла, я читала обзоры других девочек-блогеров. Книга под названием "Санитар" меня очень заинтересовала и я принялась за чтение почти сразу, как получила подарок Марии. И вот после чтения про санитара у меня появилось настроение почитать ещё и про доктора.

Книга:

не толстая и небольшого формата. Серия - "Эксклюзивная классика". Мне очень нравится эта серия и понравилась она мне с первой книги. Ту, первую мне подарила Оля, это был роман Эриха Марии Ремарка "Искра жизни".

Ту книгу я уже обсуждала, в конце статьи будет ссылка, а теперь вернёмся к этой книге: листы серые, но толстые. Однако крупный шрифт вполне компенсирует этот недостаток - читать можно.

Сюжет:

Роман представляет из себя воспоминание автора - Викентия Викентьевича о его обучении в мединституте, первых шагах в профессии, неудачах, имеющих трагический исход.

Путь каждого из нас [докторов] проходит через горы т.р.у.п.о.в.

- сказал один из его коллег. Но признавая это прискорбное обстоятельство, Вересаев, тем не менее, не отрицает и того, что и доктор - нужная профессия:

...болеют все. Бедные болеют от нужды, богатые - от довольства, работающие - от напряжения, бездельники - от праздности; неосторожные - от неосторожности, осторожные - от осторожности.

Так каким нужно быть: осторожным или неосторожным?

А мне при чтении этого отрывка вспомнился престарелый отец Егора Кузнецова - главного героя романов Николая Задорнова "Амур-батюшка" и "Золотая лихорадка". Этот дедок, сидя на печи, рассуждал о том, что раньше было проще: человек заболел, да и по.мер. а теперь ходят и хвастаются где у кого болит - это у них "ме.диц.ина" называется.

Ещё автор много размышляет о медицине вообще, об отношении родных пациентов к нему, о условиях труда, об оплате - и не надо кричать, что Вересаев - был корыстной тва.рью! Он тоже хотел кушать, ему тоже нужно было топить жильё и одеваться, мало кто из нас захочет уподобиться Акакию Акакиевичу.

Фото автора.
Фото автора.

Впечатления:

Приступая к чтению, я уже знала, что книга неприятная и для впечатлительных людей она категорически противопоказана. А к числу таких людей и относится моя мама. Поэтому, несмотря на то, что в интернете есть аудиоверсия этой книги, и я решила всё-таки самой читать. А маме включила аудиокнигу "Меч без рукояти", чтобы не скучала.

У Вересаева в книге действительно имеются не аппетитные моменты. Но такого отторжения, как например во время чтения Уилбура Смита у меня не было. Я даже больше скажу: книгу я читала с большим интересом и очень благодарна Анне за то, что книга не прошла мимо меня. Чтение было очень полезным. Одновременно с этим я рада, что книга, написанная в 1895-1900 гг., не попала мне в руки слишком рано. Мне кажется, что именно сейчас, в этом возрасте я для неё созрела.

И очень эмоциональным. А тот факт, что эта книга - нонфик усиливал эмоции.

Немного подробностей

Фотошоп автора.
Фотошоп автора.

Повествование начинается с обучения Вересаева. И опять не могу не вспомнить другое произведение: "Парижские тайны" Эжена Сю, чей отец тоже был доктором. Разными словами и Вересаев и Сю говорили одно и тоже: неплохо бы пожалеть бо.льных и не осматривать их при всём честном народе - бо.льные тоже люди, хоть и бо.льны, пардон за каламбур, и у него тоже есть чувства, в том числе и чувство стыда. Автор честно признался, что и ему случалось пускать слюну, когда на приём к профессору приходила красивая женщина.

В наши дни телевизионщики пошли ещё дальше: приводя в студию людей, страдающих от бо.лезней, изменивших их внешность, всю его историю выворачивали на изнанку и после этого ему обещали, что выле.чат. Посмотрев эту передачу один раз, я осталась в недоумении: а зачем этого нес.частного заставлять унижаться перед всей страной? Почему сразу лечить не стали? После первого раза я эту передачу, транслируемому по федеральному каналу, я смотреть не стала.

Но больше всего мои эмоции вызвал рассказ Вересаева о множественных случаях его времён, когда врачи намеренно заражали бо.льных чем-либо людей ещё и с.и.ф.и.л.и.с.о.м, чтобы узнать можно ли им зара.зить - а без этого не понятно, или опробовать лечение - а уже больных взять было нельзя??? Рассказывая об этих вопиющих случаях, Викентий Викентьевич привёл слова профессора Гюбенета:

"... страданием нескольких лиц человечество ещё не очень дорого заплатит за истинно полезный и практический результат."

И сам Вересаев даёт оценку этой ... не хочется выражаться:

Непонятно, почему в таком случае проф. Гюбенет не привил с.и.ф.и.л.и.с.а себе? Или, может быть, это было бы очень "дорого" даже и для человечества?

А мы еще удивляемся откуда все эти "док.торы мен.гели" взялись!

Фотошоп автора.
Фотошоп автора.

Обсудить всю книгу я здесь не могу. Иначе мне самой придётся трёхтомник писать. Но одного я обойти не могу. Это отношение автора к своей профессии. Вначале оно было таким:

...медицина - немощная, бессильная, ошибающаяся и лживая, берущаяся лечить болезни, которые не может определить, старательно определяющая болезни, которых заведомо не может вылечить.

При этом он удивляется тому, что люди чувствуют к врачам недоверие. Потом его отношение стало таким:

...излечённые стараниями медицины, размножаются и дают хилое и нервное, вырождающееся потомство. Все эти спасённые, но слабые <...> скрещиваются со здоровыми и таким образом вызывают быстрое общее ухудшение расы.

Признаюсь честно: мои родители - оба - поздние дети у своих родителей, я - поздний ребёнок у них. Родилась я здоровой, но сейчас я хилая и очень нездоровая, но все мои болячки - приобретённые. Лично мне нездоровых людей очень жалко - я сама из их числа и прекрасно понимаю.

И знаете, всё это, приведённое в цитате выше я уже читала в статье под названием "Ошибка в генах - нация без будущего" в газете "Северная Осетия". В той статье тётя тоже вещала о том, что медицина выключила естественный отбор. И все забыли как тяжело вынашивать и ро.жать и какое это го.ре - пот.ерять реб.ёнка. Но спорить с профессионалами я, с вашего позволения, не буду.

А на этом я с вами прощаюсь и желаю всем нам настоящего и крепкого здоровья и кавказского долголетия. Про упомянутый роман Ремарка у меня вот тут:

Пожалуйста, не проходите мимо: у меня там всего 19 дочиток и меня это очень сильно угнетает.

Пока!

-5