Вот и дочитала я роман Эриха Марии Ремарка "Искра жизни", друзья.
Я знала, что книга тяжёлая и знала о чём она - иллюстрация на обложке соответствует содержанию. Но всё-таки ошеломлена книгой.
Ошеломлена жестокостью, хотя и раньше знала что эти организмы вытворяли с людьми, знала о том как людей морили голодом, унижали их человеческое достоинство, подвергали побоям, использовали их рабский труд и ставили над ними опыты. Всё, о чём описывается в книге я и так знала, но всё равно была поражена всём этим, но ещё больше я поражена словами начальника лагеря Нойбауэра: "Раскаяние - вообще не в немецком характере" -- и это весной 1945!
На это я могу ответить: тем хуже для них же.
При этом заместитель начальника лагеря, полный негодования, возмущается тем, что мировая пресса рассказывает, что узники находятся в крайней стадии истощения и называет это: "Это всё страшные сказки, которыми демократическая пресса пугает народ."
Потом же как-бы-люди заявляют, что да, узники лагеря голодают, но виноваты в этом не они, а союзники, они, видите ли, организовали блокаду. И вообще: они Вербер с Нойбауэром - гуманные. Интересно дев.ки пляшут по четыре штуки в ряд! А до блокады какая у вас причина была? Наверное и она была железная.
И вот, что особенно интересно: автор описывает з.в.е.р.с.т.в.а ССовцев совершенно будничным тоном, не показывая своего к этому всему своего отношения. Я б так не смогла. А потом он каждому негодяю уделяет абзац-другой, чтобы показать его жизнь вне "работы". Например, Шульте: уб.и.вая людей, он относился к этому как к уничтожению насекомых, он был совершенно безгрешный и спокойно спал. 6 человек он... и ни разу об этом не вспомнил. Шульте был в дочку земельного судьи и писал ей романтические письма. Г.а.д.
Вебер: в романе много страниц уделено его художествам, а ещё там написано очень любил хорошую обувь. А кто её не любит?
Нойбауэр обустраивал поместье...
Правда в финале всё эти персоналии считали себя абсолютно ни в чем не повинными потому, что выполняли приказы.
Знаете, мои дорогие, в следующем году я буду ягодкой опять. Но двуличие меня всегда поражало, поражает сейчас и будет поражать даже тогда, когда мне исполнится 💯 лет.
А вот главный герой у Ремарка даже имени не имел, только номер: Пятьсот девятый. И о нём, о том что это был за человек, что он представлял из себя до лагеря - в это автор читателя - меня не посвящает.
Ещё Эрих Мария Ремарк называет узников лагеря людьми только в прямой речи. В повествовании они - "ске.леты".
Пятьсот девятый получился обезличенный, но какой-то выпуклый. Да, он лишён имени и может даже его лишили человечности, но он думает, переживает и сопереживает, хоть для горя в нём не осталось сил, но хоть кивком головы показывает, что ему ещё не безразлично. Но, главное, он действует верит, что скоро лагерю придёт конец. Но конца не все дождутся.
Конечно же все знают как кончился роман, потому что все знают историю. И я знала, когда брала книгу в руки. Но тем не менее прочла её с большим интересом и переживанием.
Но тем не менее у одного из моих любимых авторов Ремарка есть некоторые странности. Например в лагере упоминаются старые деревянные польские бараки. Тем не менее время действия романа март 1945. Значит это не Польша, потому что к границам Рейха Красная Армия вышла в 1944.
В романе упоминается город, в окрестностях которого находился лагерь. Название города не упоминается, но автор говорит, что некоторые поляки не захотели в советскую зону оккупации. Берлин? Но Берлин взяли советские войска, и только потом часть Берлина по-братски уступили союзникам, при этом ворота лагеря открыли американцы.
В самом конце упоминается название лагеря: Меллерн. Но такого лагеря не существовало. Зато были три сестры Меллер: Сиби, Магда Либивия. Эти девушки были узницами лагеря Освенцим-Биркенау и во время "марша смерти" им удалось бежать.
Напомню, что Освенцим находился в Польше и его ворота сломали солдаты Красной Армии.
Наверное автор посвятил свой роман и этим девушкам, которым повезло сбежать и всём остальным, которым не повезло. А мистер президент начитался моего любимого автора Ремарка, но Эрих Мария Ремарк был литератор, а не историк.
Но роман хороший. Временами мне стало казаться, что автор смягчил повествование, чтобы у читателей от уж.аса волосы дыбом не встали, но и так ком в горле вставал. Однако в том, что прочла книгу ни капелечки не жалею и вам, кто не читал советую. Да, согласна, чтение не лёгкое, но знать это должен каждый.
А книгу мне подарила Оля. Спасибо, Оля. Дай Бог тебе здоровья, здоровья и ещё раз здоровья. И ещё в книгу был вложен лист с наклейками в виде щенят. Не знаю кто это вложил Оля или тот ду.рак умница, что принёс книгу на буккроссинг, но всё равно большое спасибо.
Вон тот черненький щеночек в нижнем левом углу мне понравился больше остальных. Хотя хорошенькие, конечно же, всё.
На этом я с вами пока прощаюсь желаю вам ( и себе ) мира и благополучия, и пусть вам всегда светит солнце 🌞. А про моих любимых авторов вот тут:
Пока!