Часть 53
Вторую половину дня мы решили посвятить неспешной прогулке по парку, тем более что совсем рядом с Третьяковской галереей находится парк искусств Музеон,
а дальше по набережной – знаменитый парк Горького.
Гулять, не перегулять.
Поэтому, бросив мимолетный взгляд на храм Григория Неокесарийского,
мы пошли в сторону набережной.
Еще в начале 90-х годов прошлого века в этом месте было решено создать выставку демонтированных памятников советской эпохи.
Их сюда свозили со всей столицы, очень часто просто небрежно сваливая на землю и повреждая в процессе. Повреждения было решено считать «памятными знаками эпохи» и не реставрировать.
В общем, через некоторое время на аллеях Музеона было не протолкнуться от Лениных, Дзержинских, Свердловых и прочих вождей революции, отправившихся в утиль согласно новым веяниям.
Примерно лет через двадцать возникла настоятельная необходимость навести порядок в этом скульптурном хаосе, и в процессе упорядочения выяснилось, что в парке под шумок было незаконно, вернее за солидное вознаграждение хорошим людям, установлено почти полсотни памятников и бюстов современных бизнесменов. Современников демонтировали, после чего началось масштабная реконструкция парка.
Сейчас парк Музеон является уникальным музеем скульптур под открытым небом.
На этой оптимистической ноте дальнейшее желание рассматривать скульптуры у меня отпало напрочь. Ну да, я не ждала, что тут выставляется второй Микеланджело,
но как говорили в КВН про певичек, заполонивших в 90-е годы телеэкраны:
Не можешь петь – не мучай «крышу».
Не можешь создать что-то, что не вызывает у окружающих глубокий шок, причем в самом отрицательном смысле этого слова, – займись хоть чем-то полезным. Ну, например, двор подмети, подъезд вымой.
Я в курсе, что где-то тут выставлены и памятники советской эпохи, которые, при всей своей стандартности, гораздо более художественные, чем те, которые я показала выше, но после Третьяковской галереи это было бы достаточно унылое зрелище, поэтому мы решили просто прогуляться по набережной.
Конечно, от высокохудожественного памятника нам не удалось скрыться и тут, но это зрелище нам уже было хорошо знакомым, да и я не особо разделяю мнение москвичей по поводу данного творения Церетели.
Памятник гораздо лучше многих, спокойно себе существующих в разных уголках нашей необъятной родины. Тут бы в качестве иллюстрации отлично вписалась фотография памятника с романтическим названием «Большая глина», которая несколько лет «украшала» собой Болотную набережную, но когда мы шли от Третьяковки к Музеону, я поленилась сворачивать ради ЭТОГО.
Напоминаю: по Москве мы гуляли в мае 2025 года. В настоящее время «Большая глина» демонтирована.
Ну а кому не нравится смотреть на памятник Петру I, остальные виды с набережной тоже очень красивые.
Погуляв по аллеям и немного отдохнув на лавочке, мы вышли с другой стороны парка.
Здесь тоже имеются жанровые скульптуры, объединённые общим названием «Торжество труда».
Вот только я не в курсе, их изначально ставили именно здесь или тоже перенесли. Но не думаю, что это настолько уж важно. Художественная ценность у них… ну, такая себе, если присмотреться.
По другую сторону Крымского вала
находится парк Горького.
Вернее центральный парк культуры и отдыха им. А.М. Горького,
открытый в 1928 году и получивший название в честь писателя в 1932 году. А почему на арке дата 1955 год?
Так это год строительства самой арки.
А знаете, какой вопрос у меня непроизвольно возник: ПОЧЕМУ парк имени А.М. Горького? И нет, меня не интересует вопрос, почему название в честь писателя, который вряд ли любил тут гулять – чай это не остров Капри, столь любимый пролетарским писателем и буревестником революции.
Меня именно инициалы на арке интересуют.
Всем известно, что Алексей Максимович Пешков писал свои произведения под псевдонимом Максим Горький, и вот тут идет противоречие. Если инициалы «А.М.», то фамилия должна быть «Пешков», а если фамилия «Горький», то инициал «М.», причем без отчества. Но «А.М. Горький» – это нонсенс. Причем этот самый нонсенс мне не в первый раз попадается в различных названиях, берущих корни в советской эпохе, и объяснения этому феномену я пока не нашла.
А вообще, в 50-х годах прошлого века не только арку построили, но и провели большую реконструкцию парка – появились новые аллеи, площадки и эстрады, а набережные Голицынского пруда оделись в гранит.
Правда, скромненько.
Разгул 90-х годов не прошел мимо такой «вкусной» территории – парк захватили различные торговые палатки, аттракционы и шашлычные, над всем этим «гордо реяла» реклама, а вход в парк стал платным.
И только в 2011 году парк удалось очистить от всей этой торгашеской шелухи. Аллеи вновь стали удобными для прогулок,
а на территории парка дополнительно разбили порядка 2 га цветников.
После последней реконструкции парк вновь стал полностью соответствовать определению Герберта Уэллса, который посетил его в 1934 году и назвал «фабрикой счастливых людей».
Сейчас в состав парка входит часть Воробьевых гор, Нескучный сад и уже посещенный нами Музеон.