Найти в Дзене
Макс Лайф

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл большую пресс-конференцию по итогам деятельности российской дипломатии в 2025 году

Часть пятая. Вопрос: События последних недель в мире показывают, что само понятие международного права уничтожается. Возникает вопрос: действенно ли международное право, возможно ли ему следовать или работает принцип «каждый сам за себя»? Как в нынешних условиях реализуется инициатива президента России о евразийской безопасности? И, если можно, сразу ещё один вопрос: российские представители говорят о необходимости реанимировать ОБСЕ. Насколько это актуально с учётом евразийской безопасности? Какова ваша точка зрения на современную карту? Лавров: Насчёт мироустройства, международного права и всего, что с этим связано, а также всех тех тезисов, которые продвигаются и воплощаются в действиях некоторых стран и которые противоречат нашему пониманию международного права. Я уже сказал, что долгие годы Устав ООН оставался общепризнанным критерием действий на любых направлениях, для любых государств. Когда он нарушался, все были готовы обсуждать эти нарушения или обвинения в нарушении в

Министр иностранных дел России Сергей Лавров провёл большую пресс-конференцию по итогам деятельности российской дипломатии в 2025 году.

Часть пятая.

Вопрос:

События последних недель в мире показывают, что само понятие международного права уничтожается. Возникает вопрос: действенно ли международное право, возможно ли ему следовать или работает принцип «каждый сам за себя»?

Как в нынешних условиях реализуется инициатива президента России о евразийской безопасности? И, если можно, сразу ещё один вопрос: российские представители говорят о необходимости реанимировать ОБСЕ. Насколько это актуально с учётом евразийской безопасности? Какова ваша точка зрения на современную карту?

Лавров:

Насчёт мироустройства, международного права и всего, что с этим связано, а также всех тех тезисов, которые продвигаются и воплощаются в действиях некоторых стран и которые противоречат нашему пониманию международного права.

Я уже сказал, что долгие годы Устав ООН оставался общепризнанным критерием действий на любых направлениях, для любых государств. Когда он нарушался, все были готовы обсуждать эти нарушения или обвинения в нарушении в рамках Совета Безопасности ООН. Там были горячие дебаты, но никто не оспаривал, что это — центральное место, где обсуждаются все вопросы международного мира и безопасности.

После распада Советского Союза был период, когда классическое применение международного права как основы для многосторонних контактов было заменено тем, что принято называть однополярным мироустройством, когда Соединённые Штаты во главе западного блока, включая Североатлантический альянс, по сути дела решили, что наступил «конец истории», как Фрэнсис Фукуяма в своей известной работе провозгласил, и что отныне и впредь никто никогда не будет мешать доминированию Запада — со всеми его теориями, либеральными, неолиберальными, консервативными, неважно какими, — доминированию Запада на международной арене.

С приходом в России к власти президента Путина по итогам президентских выборов 2000 года ситуация стала меняться, вернее, стали вызревать предпосылки для того, чтобы пересмотреть этот однозначный, целиком прозападный подход к мироустройству. И по мере того как при президенте Путине Россия в 2000-х годах начала осознавать своё место на международной арене, стала восстанавливать свою идентичность при полном уважении своей тысячелетней истории, своих традиций, принципов, своих друзей, по мере этого, конечно, Запад поначалу думал, что это просто рассуждения, что это так — поговорят и успокоятся.

Запад даже не отреагировал на мюнхенскую речь президента Путина в 2007 году, о чём сейчас многие серьёзные политики жалеют. Жалеют о том, что не прислушались, не услышали и приняли это просто как очередную риторику. На самом деле это не так.

Россия, как гласит наша современная внешнеполитическая концепция, — страна-цивилизация. Мы не будем отказываться от своих корней, мы не имеем на это права. Мы чтим память предков и чтим те заветы, которые предки нам оставили.

Вы упомянули евразийскую безопасность. Интересно, что в Евразии, крупнейшем континенте мира, в отличие от Африки и Латинской Америки, нет общеконтинентальной организации. Есть множество субрегиональных структур, включая упомянутую вами ОБСЕ, включая АСЕАН, включая структуры на постсоветском пространстве — ОДКБ, СНГ, Евразийский экономический союз, включая ШОС, организацию арабских стран Персидского залива, организацию стран Южной Азии. Много структур, но общеконтинентальной структуры нет.

🟪Читай в Max | 🚀Читай в Telegram | 🥰Смотри на RUTUBE