Степан Скиталец - музыкант, поэт, писатель и журналист
Автор Татьяна Гриднева
В 1906 году за участие в революционных событиях была закрыта «Самарская газета», основанная Иваном Новиковым в 1884-м. Возродилась она только в 1990-м. За первый этап своего существования издание дало дорогу в жизнь многим талантливым литераторам. Среди них - Степан Петров, которому в «СГ» придумали псевдоним Скиталец. Друг Максима Горького и Федора Шаляпина, он прошел путь от гусляра, выступавшего на волжских ярмарках, до автора повестей о жизни русского народа. Талантливый поэт, написавший текст на музыку вальса Ильи Шатрова «На сопках Маньчжурии». В 2026 году исполняется 85 лет со дня смерти литератора Петрова. Его сердце не перенесло вести о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Скиталец скончался в Москве в 1941 году, на третий день войны.
Потомственный гусляр
К 155-летию Степана Петрова-Скитальца Российский государственный архив литературы и искусства подготовил подборку его редких фотографий. На одной из них наш земляк запечатлен с гуслями в руках рядом с собирательницей фольклора Варварой Уструговой. Существует и карточка, где Скиталец-гусляр позирует вместе с погруженным в задумчивость Максимом Горьким. И старинный инструмент, и встреча с бывшим редактором «СГ» стали судьбоносными в жизни сына крестьянина из Самарской губернии.
Родился Степан в селе Обшаровка, в семье бывшего крепостного Гаврилы Петрова в 1869 году. После освобождения от барина отец поэта не получил земли. Только и было у Гаврилы, что умелые руки да светлая голова. Он стал не только хорошим столяром, но и научился здорово играть на гуслях. Вплоть до революции этот инструмент был весьма популярен в народе. «Гусли-мысли да веселых песен дар дал в наследство мне мой батюшка-гусляр» - так напишет о нем сын. Отец стал прообразом главного героя повести Скитальца «Сквозь строй». Гаврила научил Степана музыке. Вместе они выступали на народных гуляньях, путешествовали по волжским ярмаркам.
Также неизгладимый след в душе будущего писателя оставила бабушка. Она была кладезем сказок и народных песен.
Фельетонист в «Самарской газете»
В анкете Скитальца, сохранившейся в РГАЛИ, его биография выглядит так: «Учился в сельской школе, поступил в учительскую семинарию. Курса не окончил. Служил писцом во всех министерствах. 10 лет был церковным певчим, два года странствовал с малорусской труппой. Потом три года писал воскресные фельетоны в стихах в «Самарской газете», после чего случайно познакомился с Горьким и благодаря ему напечатал в журнале «Жизнь» рассказ «Октава».
Максим Горький стал кумиром для начинающего поэта. Но хотя Петрова приняли на ставку фельетониста, которую занимал Горький в «СГ», встретились они позже, уже в Нижнем Новгороде.
Зато как-то Степана, подражавшего Иегудиилу Хламиде во всем, даже в одежде, встретил молодой Алексей Толстой в Струковском саду и написал: «Он был одет необычайно, несмотря на жаркий день, - в широкий резиновый плащ, широкополую черную шляпу - под итальянского разбойника, и в охотничьи сапоги… У него было решительное, угловатое лицо с жесткими черными усами. - Скука, приятель, - пробасил он. - Мещанская канитель… Хорошо бы сейчас выпить водки… Ты меня никогда не слышал? Хорошо, приходи ко мне, я тебе сыграю на гуслях… Скучно, брат, сидеть по уши в стоячем болоте… Простору нет… Погоди, я скоро уйду… Все брошу к чертям собачьим, одни гусли возьму с собой… Уйду на Днепр к Максиму Горькому, он меня давно ждет…».
Талантливый выходец из народа начал понемногу публиковать свои произведения в «CГ». В 1897 году Петров стал постоянным сотрудником газеты. Именно здесь ему дали звучный псевдоним. Случилось так, что первый свой фельетон в стихах он принес в редакцию без всякой подписи. Писатель вспоминал: «На другой день я увидел напечатанным мой фельетон за подписью «Скиталец». Когда зашел в редакцию, меня обступили сотрудники и сказали: «Посоветовались мы всем составом и по содержанию вашего фельетона решили подписать «Скиталец».
Через какое-то время из-за вольнодумной публикации Скитальца «Газетный лист» «СГ» оказалась на грани закрытия. И писатель покинул Самару.
Встречи с Горьким, Шаляпиным и Львом Толстым
Начиная с 1888 года Степан Петров принимал участие в революционном движении. Часто подвергался арестам. За агитацию среди сормовских рабочих был арестован вместе с Горьким. В 1902 году после освобождения из заключения приходил в себя в Крыму, жил там у семьи Пешковых. В местечке Олеиз у Горького гостили в то время Леонид Андреев, Иван Бунин, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин, а также организатор московского литературного кружка «Среда», к которому примкнул впоследствии Скиталец, Николай Телешов.
Неподалеку от дачи Горького находился «замок», который снимала семья Льва Толстого. Степану Петрову удалось встретиться и с титаном русской литературы. Он записал: «Безмерный», - сказал кто-то о Толстом, и это слово удивительно определяет его во всех отношениях: «безмерный», огромный, не знавший наших мер и границ, наших «нельзя» и «невозможно», свысока смотревший даже в смирении своем. Казалось мне, что и меня он тоже, чтобы лучше слышать и видеть, бережно и осторожно посадил на ладонь и, чтобы я не пугался, похвалил мою книжку, словно мальчишку по головке погладил».
Не случайный эпизод истории
В 1902 году издательство «Знание» выпустило в свет первый том «Рассказов и песен» Скитальца, редактором которого был Максим Горький. До 1907 года вышли еще два тома произведений этого автора, в 1912-м - еще три. А в 1916-1919 годах было опубликовано собрание сочинений в восьми томах.
Когда началась Первая мировая война, Степан Петров отправился санитаром на фронт. Он опубликовал несколько очерков и рассказов, высказав в них свои пацифистские взгляды. Февральскую революцию Скиталец встретил с одобрением, но Октябрьскую не принял.
В 1921 году Скиталец был командирован Луначарским в Маньчжурию, в Харбин, для постановки своей пьесы «Вольница». Здесь он прожил вплоть до 1934 года. Но к 1927-му Петров осознал, что революция - не случайный эпизод русской истории. Вернувшись в Москву, Скиталец принял участие в работе Первого съезда советских писателей. В 1935 году он опубликовал роман «Дом Черновых», через два года - новую редакцию романа «Этапы».
Собирая материал для своих произведений, Скиталец приезжал на Волгу в 1936 и 1938 годах. Посещал Обшаровку. Весной 1939 года он снова на родине - ездил в Царевщину, где расспрашивал стариков о бурном 1905 годе. Вместе с сотрудниками «Волжской коммуны» немолодой писатель отправился в Жигулевскую кругосветку.
Роман «Кандалы», над которым Скиталец работал последние двадцать лет своей жизни, вышел в 1940 году. Здоровье писателя было уже не то, и весть о нападении Гитлера на СССР его буквально убила. Скончался писатель в возрасте 71 года, через три дня после начала Великой Отечественной войны - 25 июня 1941 года.
Стихи музыканта Скитальца легко ложились на музыку. Особенно популярным стал романс «Колокольчики, бубенчики мои» композитора Михаила Штейнберга. Его пели кумиры публики Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Юрий Морфесси, Михаил Вавич. Огромными тиражами выходили пластинки. Сохранилась и запись исполнения Вавичем вальса «На сопках Маньчжурии», текст к которому написал Скиталец. Эта широко известная мелодия была впервые исполнена военным оркестром под руководством автора Михаила Шатрова в самарском Струковском саду. Романсы и песни на стихи Скитальца многие считали народными. Исполнители и авторы музыки зачастую вносили в них изменения. Такая судьба постигла и знаменитый военный вальс. Однако мысли и настроения поэта в нем сохранились.