Найти в Дзене
Нижегородский Мечтатель

«Ля-Ля-Фа»: шероховатости и странный финал отличной серии

Впервые за долгое время пересматриваю старые, еще сермяжные первые «Улицы разбитых фонарей». Пусть и картинка не очень хорошая, но зато атмосфера… При этом я органически не перевариваю «новых» сезонов со всякими там Оскарами Кучерами – вот здесь сразу к ядреной фене такое счастье. Только Нилов, Селин, Лыков, Половцев и Трухин, без всяких их мутных коллег по актерскому ремеслу. Среди любимых серий – «Ля-Ля-Фа», несмотря на то, что она сильно выбивается из общего ряда, ведь главным героем здесь выступает не один из оперов, а какой-то левый персонаж Коля Томин. Еще и действие от первого лица, этот герой частенько думает «про себя» и таким образом подается текст исходной повести А.В. Кивинова. Однако, почти всем серия хороша, кроме… концовки. Вот пересматривал на днях и вспомнил, что еще тогда (уж не помню в каком году я смотрел ее первый раз – в 1998-ом или позже), меня финал тоже поставил в тупик. Напомню в чем сюжет. В том же «колодце»-дворе, где живет Слава Волков, обитает и молодой па

Впервые за долгое время пересматриваю старые, еще сермяжные первые «Улицы разбитых фонарей». Пусть и картинка не очень хорошая, но зато атмосфера… При этом я органически не перевариваю «новых» сезонов со всякими там Оскарами Кучерами – вот здесь сразу к ядреной фене такое счастье. Только Нилов, Селин, Лыков, Половцев и Трухин, без всяких их мутных коллег по актерскому ремеслу.

Среди любимых серий – «Ля-Ля-Фа», несмотря на то, что она сильно выбивается из общего ряда, ведь главным героем здесь выступает не один из оперов, а какой-то левый персонаж Коля Томин. Еще и действие от первого лица, этот герой частенько думает «про себя» и таким образом подается текст исходной повести А.В. Кивинова.

Однако, почти всем серия хороша, кроме… концовки. Вот пересматривал на днях и вспомнил, что еще тогда (уж не помню в каком году я смотрел ее первый раз – в 1998-ом или позже), меня финал тоже поставил в тупик. Напомню в чем сюжет. В том же «колодце»-дворе, где живет Слава Волков, обитает и молодой парнишка без определённых занятий Николой Томин, по прозвищу «Том». Парень совершенно ровный, к криминалу отношения принципиально не имеющий, да многие из нас такими по молодости были. Живет он только с матерью, если точно по книге, то лет ему 19, он 1976 года рождения (сколько лет Тому в сериале я что-то упустил, но его одноклассница Юлька уже на 2-ом курсе университета, значит - 18?), одну из двух комнат в квартире они сдают потихоньку кому придется, так как мамка работает уборщицей. А сам Том подвизается на местном рынке.

Единственное, что меня серьезно смутило из биографии Тома и в повести (а на нее мне и придется опираться), и в сериале, так это то, что не упоминается о каком-либо его образовании помимо школьного - «где ты последний раз числился? В школе?» Это что же, он, учась с двойки на тройку в 10-11 классе штаны протирал, а потом всё? Нет, среди моих знакомых (а 11-ый класс я закончил в 1997 году) такие тоже было, но увы, не припомню, чтобы хоть кто-то из них (я имею в виду парней, девчонкам несколько проще) стал кем-то путным.

-2

Нормальных вариантов в те годы было два: или ты после 9-го идешь в ПТУ (если учишься получше, то и в техникум), а если уж отправился в 10-ый класс, то это с прицелом на ВУЗ. Если не повезет после 11-го – дуешь в тот же техникум, и потом опять штурмуешь ВУЗ, пусть и заочкой, можно и после армии. Да, и главное – несмотря на то что сейчас бывшие ПТУ и техникумы объединены под одной крышей колледжа, это всё равно два разных уровня образования. Ничем по сути не отличающихся от советских и раннероссийских. Просто я иногда читаю комментарии к статьям в «учительских» блогах и у меня такое впечатление, что люди разницы не понимают.

Вообще, и данную серию и повесть по которой она снята, можно рассматривать, как хороший срез эпохи. Чем мне и нравятся первые сезоны «Улиц разбитых фонарей», так это тем, что 90-е поданы без прикрас, но и без барахтанья в чернухе.

И вот автору надо было решить кое-какую «проблемку» с Томом, обосновать, собственно, его неустроенность. С школой, как я думаю получилось не очень, но иначе никак. Забавно Колян в повести размышляет:

«Учиться? Увольте. Пять лет потей, бедствуй на стипендию, чтобы потом попасть в жидкую прослойку, называемую при социализме интеллигенцией, и до старости зарабатывать двадцать долларов в месяц, просиживая штаны в одной из контор. Не-не, я ошибся дверью».

-3

Ты сначала поступи на эти «пять лет», а потом потей и бедствуй. Разбежался, как будто эти пять лет на дороге валялись, а Том такой гордый мимо них шел и не поднял по убеждениям. Хорошо, а почему он в ПТУ всего-навсего три года «потеть» не захотел»? А потому что, сюжетно, не «отправишь» Томика в путягу, куда ему по сути была самая прямая (и нормальная) дорога. Иначе бы у него к 18 годам была бы рабочая профессия. И градус читательской (а потом и зрительской) симпатии к герою бы заметно упал.

И вот здесь важный социальный момент. Симпатичность Тома обманчива, я ему не сочувствую. Почему? Потому что он балбес. Он уже на старте находился куда в более выгодном положении, чем значительная часть его ровесников по всей России. У него с мамой двушка в Питере, а он и даже в шараге не сподобился выучиться. В то время как сотни бывших школьников приезжали и приезжают в Петербург на учебу, и тоже, знаете ли, с мамами, не в руководстве банков. Тому еще повезло, живи он с таким подходом в моем родном городишке… пропал бы парень. Я просто знал тех, кто «пропал».

Тогда, конечно, и взрослым мужикам было трудно найти работу, а на найденной частенько не платили. Или платили пес пойми, чем. У меня покойный батя и водкой зарплату приносил (потом продавал) и однажды даже двумя велосипедами. Но Том не ищет работенку потому что он, как-то так получилось – марганилизированный элемент, который ничего и не умеет. Ни шофер, ни сварщик, ни электрик, ни маляр: даже имея за спиной всего три года учебы с жидкой практикой можно было что-то перехватывать – да все с простого начинали (я про рабоче-крестьянских парней, конечно и «мелкую» интеллигенцию вроде меня самого).

«Второй год безработный?» - уточняет Слава Волков. Угу, то есть, в сериале он уже второй год после 11-го класса болтается, вторая осень пошла? Ага, а как же армия? Сериал по этому поводу вообще не парится, что странно, как так-то?

-4

Кивинов этот момент нашел нужным уточнить. И опять, сдается мне, с большим натягом. Пришла Тому повестка, а его мамка, что работает уборщицей в столовой, побежала к подруге-врачу и теперь у нашего героя «шумы в сердце» и к армии он не годен. Ага, щас. Давайте уж определимся – Том у нас таки бедный или его в армию не берут, потому что его мама этого не хочет. Таким Макаром 90-е никто бы туда не ходил. Тут не подругу, а родную сестру во врачах нужно иметь, и бегать начинать не тогда, когда повестка пришла (это вообще курам на смех), а года эдак за три-четыре. Что мешало художественно приписать Тому ту же астму? Всё, вопросов нет, гуляй Вася, ешь опилки на своем любимом рынке.

Так что с Томом здесь какая-то неясность. Дальше по сюжету Томик по-дурацки подставляется с «коробком» на рынке и его случайно во время рейда заметают никто иные как Ларин и Дукалис, и потом сдают следователю Небранскому. Это следователь трясет с Тома 100 долларов – давай денежки и дела я не открою, иначе тю-тю, поедешь в тюрьму. А параллельно вся страна обсуждает дерзкое ограбление, среди прочего из музея похищена золотая статуэтка Венеры, которая стоит баснословных денег (в сериале 900 тысяч долларов).

И вот когда Том приключается в поисках 100 баксов на откуп (описывать эти приключения не вижу смысла – их лучше смотреть или прочитать повесть), он случайно обнаруживает что их с мамкой квартиросъемщики и есть воры, Том даже эту самую бесценную Венеру нашел в коробке. Тогда Том и топает к основным героям – Ларину, Дукалису и Славе, вываливая им весь расклад, так мол и так, следователь Небранский меня прессует, дали бы вы мне 100 баксов, а лучше 200, а я вам за это – данные тех воров, что Венеру слимонили, а?

-5

Конечно, отличия от повести в сериале и так в общем имеются, они идут с самого начала, однако, на мой взгляд, хоть и большие, но не принципиальные. Например, в повести только один опер - Игорь Анатольевич, обезличенный и условный. Но после звонка Тома в милицию, о том, что воры собираются смыться и пора действовать (в повести парень звонит Игорю Анатольевичу, в сериале - Славе) начинается какая-то явная ерунда и уже принципиальные различия.

Итак, и там, и там, Том получил доллары и отдал их хапуге. В повести роль взяточника Небранского на этом и заканчивается. Опера же (в сериале) в свою очередь при посредничестве уже Мухомора, уведомили своих коллег из другой структуры, что у них есть информация о похищенной Венере.

-6

И внезапно после звонка Тома, Ларин и Слава лично топают к нему в квартиру брать злоумышленников, «ну, что, как всегда берем сами?» - говорит перед облавой Ларин. В книге же в квартиру сразу врывается спецназ и вяжет воров (Игорь Анатольевич и не думал сам туда лезть, после того, как сообщил куда положено). Что-то я нее понял юмора. То есть, в сериале опера не предупредили спецслужбы? А если предупредили, то это попахивает уже слабоумием, ладно их просто фейсами в пол положили, а так они могли и запросто попасть под дружественный огонь.

Но в финале настоящая вишенка на торте. Том и его друг Шурка, после всего случившегося смотрят новости по ТВ. Внезапно статуэтку сотрудникам музея передает важный Небранский. А это с какого перепуга столь важную миссию, на заключительно-пафосном итоге, поручили мелкому мздоимцу? Или он и вовсе не взяточник? То есть, когда Том в сериале говорит Шурке о том, что все его приключения вокруг 100 баксов были оперативной разработкой, но это не сарказм и не ирония? Если всё-таки сарказм, то его считать очень трудно при наличии Небранского - я в душе не понимаю его связь с поисками Венеры. Но как, Холмс? Тогда уж и девочка с гитарой тут не спроста, она стопудово тоже офицер под прикрытием. А то чего она всю серию вокруг отирается?

-7

В повести же всё предельно ясно. Музею вручают спасенную реликвию какие-то толстые важные дяди, как и положено. И Том уже точно высказывается саркастически, здесь даже табличка не нужна:

«Так, так, так! Вот что теперь называется «уникальной разработкой». Черт возьми, а ведь действительно. Как все тонко просчитано! Молодцы. Получается, они заранее знали, что Сопля попросит меня передать коробок с ****, что Игорь Анатольевич меня сцапает, что Анатолий Игоревич Небранский напряжет меня на «характеристику», что я в поисках этой «характеристики» наткнусь на воров, снимающих соседнюю комнату моей квартиры… Да…

Самое главное, они очень точно просчитали, что я не буду снимать с этих воров за молчание, а обращусь в государственные инстанции. (Что верно, то верно. Откуда мне знать, что это за ребятки и для кого они сперли картинки? А государство все-таки при любом раскладе в живых оставит. Зачем же рисковать? Я с государством.) Если они предвидели все заранее, то это действительно уникальная разработка».

Да и сам Кивинов, уже прямо от своего лица, в коротком заключении, говорит о том, что иногда бывают случайности. А вот автор сценария и режиссер этой серии Евгений Макаров, почему-то нашел нужным переделать концовку. Хм, а зачем?