Найти в Дзене
Александр Мальков

Городской электротранспорт. Часть 2. Исследования и векторы развития городского электротранспорта

Итак, к концу 19-го века по городам Европы и Америки бегали трамваи, своими преимуществами пассажиров удивляли троллейбусы, на путях промышленных предприятий ползали электровозы. Все спешили и все торопились: эксперименты, патенты, выставки, достижения… Но и вопросов к электротранспорту становилось все больше и больше: какой использовать тип двигателей (коллекторные, асинхронные), какой заводить род тока (постоянный, переменный), каковы должны быть его параметры, как будет выглядеть контактная сеть (третий рельс, à la метро, «трамвайный» провод или что-то ещё), и как снимать с неё ток. Ответить на эти вопросы взялось основанное в 1899 г. Исследовательское общество высокоскоростных электрических железных дорог (Studiengesellschaft für Elektrische Schnellbahnen, St.E.S.) Оно объединило ведущие электротехнические фирмы Германии: «Сименс унд Гальске» и AEG, а также ряд крупных промышленных концернов («Крупп», «Борзиг») и банки. Организацию поддержало военное ведомство, выделившее первопрох

Итак, к концу 19-го века по городам Европы и Америки бегали трамваи, своими преимуществами пассажиров удивляли троллейбусы, на путях промышленных предприятий ползали электровозы. Все спешили и все торопились: эксперименты, патенты, выставки, достижения…

Экспериментальный троллейбус
Экспериментальный троллейбус

Но и вопросов к электротранспорту становилось все больше и больше: какой использовать тип двигателей (коллекторные, асинхронные), какой заводить род тока (постоянный, переменный), каковы должны быть его параметры, как будет выглядеть контактная сеть (третий рельс, à la метро, «трамвайный» провод или что-то ещё), и как снимать с неё ток.

Ответить на эти вопросы взялось основанное в 1899 г. Исследовательское общество высокоскоростных электрических железных дорог (Studiengesellschaft für Elektrische Schnellbahnen, St.E.S.)

Мемориальная доска на вокзале станции Цоссен
Мемориальная доска на вокзале станции Цоссен

Оно объединило ведущие электротехнические фирмы Германии: «Сименс унд Гальске» и AEG, а также ряд крупных промышленных концернов («Крупп», «Борзиг») и банки. Организацию поддержало военное ведомство, выделившее первопроходцам испытательный полигон - 23-километровый участок железной дороги от станции Мариенфельде на окраине Берлина до станции Цоссен в пригороде. Исследования носили общий характер и не предваряли какой-либо практический проект, но не было ни малейших сомнений в том, что с первыми результатами появится и он.

Это был великолепный способ показать, на что способны лучшие умы науки и техники того времени. Это была возможность повлиять на будущее всего человечества.

Представленные технологии и механизмы, показывающие лучшие результаты, заставляют преклониться перед их авторами. Они впечатляют тем, что за одно десятилетие люди от такого экспериментального образца

Первые троллейбусы в Лос-Анджелесе
Первые троллейбусы в Лос-Анджелесе

дошли до таких стандартов.

Рендер электромотрисы «S» с торцевой накладкой
Рендер электромотрисы «S» с торцевой накладкой

Применение трёхфазных двигателей, которые к этому времени изобрел Даливо-Добровольский (см. видео по ссылке https://youtu.be/ja2dU0wWBbA?si=MR61_EoiqBhacusm), потребовало трёхпроводной воздушной контактной сети.

Медные провода сечением 100 мм2 висели сбоку, в полутора метрах от оси пути друг над другом на высоте 5,5...7,5 метров с метровым интервалом. Держали их деревянные мачты, установленные с шагом 35 метров. Натяжение проводов регулировалось отдельно в секциях примерно километровой длины. Контактная сеть запитывалась переменным током с напряжением 10 кВ с частотой 50 Гц .

Испытательная трехфазная трасса
Испытательная трехфазная трасса

Под стать необычной контактной сети оказались и системы токосъёма – они были самой броской деталью внешнего вида вагонов и самым заметным их отличием между собой. С каждого провода ток шёл на два дуговых токоприёмника (бугеля), то есть всего их было шесть, сгруппированных по три по оконечностям кузовов. У мотрисы «Сименс унд Гальске» они устанавливались друг над другом на общей вертикальной стойке, у вагона AEG – продольным рядом на отдельных наклонных рамах.

Две мотрисы-супервагоны: AEG первый, «Сименс» второй
Две мотрисы-супервагоны: AEG первый, «Сименс» второй

Такие конструкции использовались на промышленных локомотивах, а вот с самым массовым электротранспортом того времени – работавшими на постоянном токе трамваями – общего имели мало.

Главный недостаток бугеля – это низкое качество токосъёма на больших скоростях. Встречным потоком воздуха его отрывает от провода, он искрит, вследствие чего скачет напряжение.

К слову, первый запатентованный и известный нам ромбовидный роликовый пантограф был изобретен Джоном Кью Брауном в конце 1903 года.

Плоский пантограф
Плоский пантограф

Он быстро вытеснил бугели с железных дорог, и сейчас они используется лишь на шахтных и промышленных узкоколейках. Но это уже совсем другая история...

Возвращаясь к великолепию «супервагонов», стоит отметить такой парадокс: абсолютный рекорд скорости, установленный на железной дороге, автомобили преодолели спустя 8 лет, в 1911 г., а самолёты – спустя 10 лет, только в 1913 г. Но, несмотря на эти достижения, первая высокоскоростная железнодорожная магистраль была проложена лишь 60 лет спустя.

«Супервагоны» явно опередили своё время, а общество St.E.S.,

-8

выполнив стоявшие перед ним задачи, прекратило своё существование в декабре 1905 года.

-9

И мы подводим итоги своему повествованию: двухпроводная контактная сеть Дафта и троллерная штанга Спрейга дали право на существование троллейбусу, а однопроводная сеть Депуле и бугельный токосъемник Сименса сделали почти бессмертным трамвай. Третий рельс, который тестировали и Дафт, и Сименс, тоже никуда не исчез, он ушел … в метро.

Продолжение следует...