Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Что бывает, когда ты только потомок викингов, а не викинг?

В начале XV в. разгорелась очередная порубежная война между Швецией и Новгородом. В этих, казалось бы, незначительных приграничных конфликтах решалась судьба того края, который ныне известен как Русский Север. В 1411 г. шведы совершали вылазки в новгородские земли особо интенсивно, в этом году они взяли и сожгли Тиверский городок – новгородскую крепость в Карелии. В ответ новгородцы во главе со своим "кормленным князем" Лугвением Ольгердовичем разорили шведские земли, при этом «свеи (шведов) много иссекоша». После чего осадили шведский форпост в Финляндии город Выборг, новгородцы смогли взять и сжечь охабень (посад) этого города, но цитадель устояла. Одновременно с действиями главных сил вспомогательный удар был нанесен по Норвегии двинянами во главе с двинским посадником Яковом Степановичем: «ходиша из Заволочья войною на Мурмане (в Норвегию) новгородчкым повелением... и повоеваша их». Поход новгородцев в Норвегию во время войны со Швецией объясняется тем, что в 1397 г. Швеция, Дания

В начале XV в. разгорелась очередная порубежная война между Швецией и Новгородом. В этих, казалось бы, незначительных приграничных конфликтах решалась судьба того края, который ныне известен как Русский Север.

В 1411 г. шведы совершали вылазки в новгородские земли особо интенсивно, в этом году они взяли и сожгли Тиверский городок – новгородскую крепость в Карелии. В ответ новгородцы во главе со своим "кормленным князем" Лугвением Ольгердовичем разорили шведские земли, при этом «свеи (шведов) много иссекоша». После чего осадили шведский форпост в Финляндии город Выборг, новгородцы смогли взять и сжечь охабень (посад) этого города, но цитадель устояла.

Одновременно с действиями главных сил вспомогательный удар был нанесен по Норвегии двинянами во главе с двинским посадником Яковом Степановичем: «ходиша из Заволочья войною на Мурмане (в Норвегию) новгородчкым повелением... и повоеваша их». Поход новгородцев в Норвегию во время войны со Швецией объясняется тем, что в 1397 г. Швеция, Дания и Норвегия объединились в так называемую Кальмарскую унию во главе с единым королем Эриком Померанским.

Очевидно, именно следствием этого похода двинского посадника Якова Степановича в Северную Норвегию явилось послание жителей данного региона королю Эрику Померанскому:

«Вследствие бедности мы не можем без Божьей и Вашей милости защищаться от обид, которые наносят нам русские и язычники, причинив и продолжая причинять нам большое зло. Они не хотят жить с нами в мире, и, несмотря на заключенный мир, они перебили народу нашего, увели в плен женщин и причинили много зла»

Война продолжалась. В 1415 г. новгородцы совершили поход в шведские земли на побережье Ботнического залива. Ответный удар был нанесен из Норвегии, в 1419 г. флот, состоящий из «бусов и шнеков», которые несли на борту 500 воинов, отплыл в сторону Белого моря. Как в былые времена ветер трепал светлые кудри и бороды скандинавов, а кили их кораблей вспенивали морскую гладь. Жестокие глаза цвета стали всматривались в русский берег, а руки сжимали дедовские секиры.

Первой жертвой набега стал Корельский погост на реке Варзуге — новгородское поселение на берегу Кольского полуострова, далее они направились в устье Северной Двины, дабы жечь, грабить и убивать. Всего было уничтожено семь поселений, два монастыря и сожжено три церкви. Как и во времена саг пылали монастыри и падали как снопы зарубленные монахи: «а христиан черноризиц посекли», сообщает нам летопись.

Уверовав в свою безнаказанность, норвежцы потеряли бдительность. Оправившись от неожиданного удара и собрав силы, двиняне перебили команды двух шнеккеров (обычно на одном шнеккере размещалось около 50 человек, таким образом потери можно оценить в 100 воинов — это 1/5 норвежского отряда), остальные норвежцы успели уйти: «а иные избегоша на море». Так закончился набег норвежцев, который поначалу настолько удачно для них складывался. После этого похода военные действия между Новгородом с одной стороны и Норвегией со Швецией с другой затихли.

-2

Нет сомнений в том, что в те времена главной движущей силой всех подобных походов с обеих сторон было желание обогатиться за счет грабежа. И самым удачным предприятием считалось то, в ходе которого удавалось захватить дань, собираемую к определенному сроку шведами, норвежцами и русскими с народов Севера.

В этом смысле, например, поход новгородцев 1318 года на город Турку, тогдашнюю столицу шведской Финляндии, «город сумьского князя» и резиденцию местного епископа, можно признать исключительно удачным. Есть предположение, что тогда был захвачен церковный налог, собиравшийся в течение 5 лет с покоренных финнов.

Спустя 100 лет, видимо, с аналогичной целью — «сорвать банк», похитить всю дань, выплачиваемую лопарями Кольского полуострова новгородцам, — был спланирован и поход «мурманов» на Варзугу и Двину в 1419 году.

Злой Московит
Источники и литература:
ПСРЛ. Т. 3.
Кааран А. К истории русского Севера: Русско-норвежские отношения.
Игумен Митрофан (Баданин). Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития.