Найти в Дзене

"Естественно, к святыне всегда липнет пародия..." Священник Евгений Горячев о разном восприятии Рождества

В момент Рождества ангелы возглашают: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей — благоволение!» (Лк 2:14). Могучая Римская империя тоже предлагала народам земли мир, так называемый Pax Romana, но этот мир утверждался среди людей с помощью насилия. В этом смысле показателен новозаветный рассказ о переписи. Император Август единым росчерком пера сдвинул с насиженных мест огромные массы населения. При этом участь конкретных живых людей его совершенно не заботила. Поэтому женщина, находящаяся на девятом месяце беременности, отправилась верхом на осле в другой город лишь для того, чтобы не нарушить правила переписи. Человек в римском мире — бесправная, беззащитная игрушка в руках власть предержащих. Мир, возвещаемый в связи с Рождеством Спасителя, естественно, совершенно иной… Когда волхвы пришли в Иерусалим и спросили, где надлежит родиться величайшему Царю Израиля, весь город пришел в движение (ср. Мф 2:3). Иудеи дали волхвам исчерпывающий ответ: уникальный царь должен родиться
Оглавление
Протоиерей Евгений Горячев — настоятель собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Шлиссельбурге
Протоиерей Евгений Горячев — настоятель собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Шлиссельбурге

Мир Рима и мир Христа

В момент Рождества ангелы возглашают: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей — благоволение!» (Лк 2:14). Могучая Римская империя тоже предлагала народам земли мир, так называемый Pax Romana, но этот мир утверждался среди людей с помощью насилия. В этом смысле показателен новозаветный рассказ о переписи. Император Август единым росчерком пера сдвинул с насиженных мест огромные массы населения. При этом участь конкретных живых людей его совершенно не заботила. Поэтому женщина, находящаяся на девятом месяце беременности, отправилась верхом на осле в другой город лишь для того, чтобы не нарушить правила переписи.

Человек в римском мире — бесправная, беззащитная игрушка в руках власть предержащих. Мир, возвещаемый в связи с Рождеством Спасителя, естественно, совершенно иной…

Почему иудеи не поверили волхвам?

Когда волхвы пришли в Иерусалим и спросили, где надлежит родиться величайшему Царю Израиля, весь город пришел в движение (ср. Мф 2:3). Иудеи дали волхвам исчерпывающий ответ: уникальный царь должен родиться в Вифлееме (ср. Мф 2:5–6). Волхвы отправились в Вифлеем, но иудеи за ними не последовали.

Почему? Ведь для иудеев Мессия был гораздо долгожданнее, чем для кого бы то ни было. Скорее всего, сделать это помешала гордыня. Переживание собственной богоизбранности может стать извращённым. Жители Иерусалима посчитали, что свидетельство волхвов ложное, поскольку Бог не стал бы открывать знаки рождения Мессии иностранцам-язычникам. Поэтому взбудораженный «Израиль» остался на месте…

Рождество в окопах

Каждая эпоха реагирует на историю Рождества по-своему, в применении к собственной жизни. Вспомним полотна средневековых художников. Они изображали евангельские сюжеты в ландшафте и костюмах своего времени. И не потому, что не знали, как выглядели древние иудеи. Просто художники справедливо полагали, что всё случившееся относится также и к их дням.

Вспоминается сюжет фильма «Счастливого Рождества», основанного на реальных событиях. Действие происходит во время Первой мировой войны, накануне 25 декабря. В окопах сидят враждующие друг с другом европейцы. Но в Рождественскую ночь, во имя родившегося Богомладенца, эти люди осознанно заключают перемирие. Узнав о случившемся, командование расформировывает «братающиеся» подразделения как ненадёжные — у энтузиастов смертельных схваток своя логика. Но сам факт того, что Рождество вдохновило людей на человечность даже в мясорубке войны, дорогого стоит.

Будем беречь нашу радость

Естественно, к святыне всегда липнет пародия. Низовой уровень восприятия Боговоплощения отражён в таких словосочетаниях как «рождественская ярмарка», «рождественская распродажа», «рождественские соревнования по стрельбе и сабельному бою».

Возможна и прямая инфернальная составляющая Праздника. Цикл гоголевских рассказов о чертях, святочные гадания — это тоже символы Вифлеемской истории, но только с отрицательным знаком. Эту печальную духовную метаморфозу можно объяснить двояко: с одной стороны, человек, пройдя длительное пространство поста, устал. И то, что он себе ранее запрещал, приходит в его жизнь без всякой меры. Христианин объедается, упивается и пр. С другой стороны, дьяволу есть дело до Бога не только в Вифлееме, но и сейчас. Не случайно сразу после событий Рождества и Богоявления в Евангелии говорится о сатане, который искушает Иисуса Христа.

Не будем забывать, что в «святые дни» тёмные сущности желают оставить человека без радости — погрузить в глубокое уныние. Потому что и рождественская, и пасхальная радость — это благодать, которую обычный мир нам дать не может. Она бесценна и её нужно беречь.

Источник