Всем привет, друзья!
История хранит судьбы офицеров, для которых долг становился сутью существования. Таким был Михаил Фадеевич Пастернак. Его биография — путь, где учёба и труд закалили характер, а суровая служба на дальних рубежах закалила волю. Война потребовала всего — и он отдал всё без остатка. Его жизнь стала восхождением к последнему рубежу, где слились воедино долг, честь и жертва.
Начало: стальные пути и границы
Он родился в поколении, которому выпало строить новую страну. Комсомолец 20-х, простой рабочий на станции Смоленск, Михаил рано узнал цену труда. Окончив военно-фельдшерскую школу в Ленинграде, молодой специалист в 1929 году получил направление в пограничные войска Дальнего Востока. Практически сразу ему довелось вступить в бой. Китайские милитаристы развязали конфликт вокруг КВЖД, и Пастернак принял участие в защите интересов Родины.
Затем последовала суровая школа Севера. Служба на побережье Охотского моря, на Колыме. Старший лекпом Пастернак был тем, кого ждали в самых отдалённых заставах Ногаевского отряда. В условиях бездорожья и бескрайних снежных просторов транспортом служили собачьи упряжки и олени. Когда их не удавалось достать, на выручку приходили верные лыжи. Десятки километров по безлюдью преодолевал фельдшер, чтобы оказать помощь. Здесь формировался характер человека особой закалки — неутомимого, выносливого, привыкшего побеждать стихию.
Эту закалку заметило командование. Михаила, как одного из самых тренированных бойцов, назначили руководителем лыжного перехода Магадан — Хабаровск. Дистанция в четыре тысячи километров по безлюдному побережью, через низовья Амура, с ночёвками в промёрзшей тайге. С Пастернаком шли двенадцать лучших пограничников-спортсменов отряда. Семь нарт везли месячный запас провианта, палатки и снаряжение. Этот переход стал подвигом мирного времени. За его блестящее руководство Михаил Фадеевич был отмечен личным боевым оружием от наркома внутренних дел и ценными подарками от командования погранвойск.
Призвание: от лыжни к строевой подготовке
Этот опыт укрепил его желание связать жизнь со спортом как с мощным средством закалки бойца. Его направили учиться в Ленинградский институт физической культуры. В 1937 году старший лейтенант Пастернак, получив диплом, вернулся на Дальний Восток в новом качестве — младшим помощником начальника отделения боевой подготовки штаба округа. Он активно вкладывал силы в укрепление краевого совета «Динамо». В марте 1939 года его, как отличного организатора, волевого и инициативного офицера, назначили инспектором физподготовки всего округа. Благодаря его работе показатели росли, и вскоре талантливого организатора перевели на аналогичную должность в Прибалтийский округ.
Здесь, обучая личный состав и передавая свой опыт, Пастернак учил воинов-спортсменов главному: преодолевать усталость, холод, трудности службы. Он понимал, что, чтобы из спортсмена стать отличным бойцом, нужен характер. И Михаил Фадеевич умел его воспитывать.
Испытание войной: истребительный батальон
С началом Великой Отечественной войны для штабного офицера всё изменилось. 18-я армия группы «Норд» рвалась к Таллину. Столица республики готовилась к обороне. Рабочие монтировали пушки на железнодорожные платформы, строили бронепоезда. Для помощи обороняющимся частям был сформирован 1-й эстонский полк. Командиром его назначили капитана Пастернака, а комиссаром — секретаря ЦК Компартии Эстонии Фёдора Окка.
Это назначение было закономерным. К тому времени Пастернак уже проявил себя в бою, руководя истребительным батальоном в уезде Вильянди. Такие батальоны создавались для борьбы с фашистскими диверсантами и местными националистами, активизировавшимися с приближением фронта.
Первый серьёзный бой батальона был жестоким. Банда националистов убила советского служащего и напала на пост связи. Батальон, состоявший в основном из необстрелянных парней-комсомольцев, подняли по тревоге. В том бою погибли многие. Пастернак повёл своих бойцов в атаку на хутор Кибара — логово бандитов. Стремительный бросок на машинах и окружение дали результат. В рукопашной схватке Пастернак лично уничтожил главаря банды.
За короткий срок он сумел сплотить батальон в монолитную боевую единицу. О нём точно писала газета «Советская Эстония»: такие командиры, «подобно цементу, цементировали вокруг себя всё патриотическое».
Бой у Вильянди: схватка с регулярными войсками
7 июля 1941 года фашисты вступили на землю Эстонии. 22-й стрелковой дивизии НКВД был отдан приказ задержать врага у Вильянди. Батальон Пастернака занял оборону на южной окраине города.
Рано утром бойцы окопались. Уже через полчаса показалась колонна немецких танков и мотопехоты. Над головой завис самолёт-корректировщик, наводящий артиллерийский огонь. Для истребителей это был первый бой с регулярными частями вермахта.
В разгар боя Пастернак, получивший ранение, оставался на позиции. Он заметил, как к штабу пробирались местные националисты в штатском, с немецкими автоматами. Схватив ручной пулемёт, он лично повёл штабной взвод в контратаку и отбросил предателей.
Его командирская смекалка проявилась в полной мере. Заранее размещённые в засаде три противотанковые пушки расстреляли в упор первый взвод немецких танков. Однако враг наседал, бросая в бой новые силы. И всё же батальон не дрогнул. Бойцы, многие из которых держали винтовку меньше двух недель, поднялись в яростную контратаку, забрасывая танки бутылками с горючей смесью. Фашисты были отброшены. Когда Пастернак вернулся на командный пункт, его гимнастёрка висела клочьями, а под мышкой он сжимал неиспользованную связку гранат. Перед позициями батальона дымились подбитые машины.
Подвиг под Пыльтсама и орден Ленина
Яркой страницей стала операция 12–13 июля под Пыльтсама. Батальон, только вышедший на краткий отдых, получил срочный приказ: в город уже проник враг, а обороняла его лишь одна рота.
Не теряя ни минуты, Пастернак поднял людей, погрузил на машины и выдвинулся к месту боя. Оценив обстановку, он разработал чёткий план. Двум ротам было приказано сбить противника с господствующей высоты. Другой группе — выбить немцев с окраины города.
Внезапная и яростная атака ошеломила гитлеровцев. Они начали отступать. Пастернак, не давая им опомниться, организовал преследование. Пять километров его бойцы гнали отлично вооружённого врага. Результат боя был весомым: пленные, трофейные пушки, пулемёты, автоматы, техника.
Батальон стал грозой для оккупантов. Он выручал окружённые части, сам выходил из вражеских колец, нанося врагу чувствительные удары. За умелое руководство и личное мужество Указом от 26 августа 1941 года Михаил Фадеевич Пастернак был награждён высшей государственной наградой — орденом Ленина.
Последний рубеж: Таллин
В конце июля Пастернака назначили начальником оперативной группы погранвойск округа. В письмах родным в те дни звучали уверенность и решимость: «Я сам лично в течение месяца воевал с этими мерзавцами… Враг даже обещал премию за мою голову. Я доволен. Я им-таки насолил хорошо!». Он писал сыну, что защищает Родину на деле.
Враг подошёл к стенам Таллина. Пастернак снова встал во главе 1-го эстонского полка. Рубеж обороны полка принял на себя главный удар 217-й пехотной дивизии противника.
Бой начался сразу. Полк атаковали с фланга. Атаку отбили. Затем последовал шквал бомбёжек, ураганный артобстрел, в тылу высадились вражеские парашютисты. Но полк держался. Сутки, двое, трое… Немцы вводили в бой свежие силы. В критический момент Пастернак и комиссар Окк подняли оставшихся бойцов в контратаку. Врага отбросили, позиции удержали. Ценой невероятных усилий и жизни комиссара Фёдора Окка.
Ещё сутки полк сражался в почти полном окружении, а затем пошёл на прорыв. В этой отчаянной попытке вырваться к своим, у хутора Лоопери, погиб легендарный командир — капитан Михаил Фадеевич Пастернак. Он не дожил до Победы четыре долгих года, отдав для её приближения всё.
Память
Его дело продолжил сын, Юрий Михайлович, окончивший пограничное училище и служивший на границе. 14 мая 1969 года постановлением Совета Министров Эстонской ССР имя Михаила Фадеевича Пастернака было присвоено пограничной заставе. Рядом, на вечном посту, находится застава имени Фёдора Васильевича Окка. Так они и остались вместе — командир и комиссар, охраняя рубежи памяти.
++++++++++
Его жизнь стала воплощением пути солдата и патриота. Пути, навсегда оставленного в памяти силой духа, верностью присяге и любовью к своей земле.
★ ★ ★
ПАМЯТЬ ЖИВА, ПОКА ПОМНЯТ ЖИВЫЕ...
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
~~~
Ваше внимание — уже большая поддержка. Но если захотите помочь чуть больше — нажмите «Поддержать» в канале или под статьёй. От души спасибо каждому!