Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

Малоизвестная комедия с Луи де Фюнесом: "Прохвосты" (Италия-Франция)

"Фильм имеет достойное содержание, не прибегая к вульгарности, которая так часто портит, особенно наши фильмы с комедийными претензиями. Поддерживается и спасается искусным мастерством двух главных актеров". Прохвосты / Пройдохи / I Tartassati / Fripouillard et Cie. Италия-Франция, 1959. Режиссер Стено. Сценаристы: Альдо Фабрици, Роберто Джанвити, Руджеро Маккари, Витторио Мец, Стено, Жан Ален, Клод Лаб. Актеры: Тото, Альдо Фабрици, Луи де Фюнес, Анна Кампори, Катя Каро, Лучиано Марин, Миранда Кампа, Чиччо Барби, Марио Чекки Гори, Марио Меникони, Мариано Лауренти и др. Комедия. Премьера: 29.07.1959. Прокат в Италии: 2,4 млн. зрителей. Хозяин магазина (Тото) пытается скрыть свои доходы от фининспектора (Альдо Фабрици)… В отличие от комедии «Тото, Ева и запретная кисть», итальянская пресса отнеслась к «Прохвостам» весьма позитивно: «Тото и Альдо Фабрици… исполняют уморительный дуэт в фильме, который призван развлекать и успешно справляется с этой задачей, ни разу не скатываясь в баналь

"Фильм имеет достойное содержание, не прибегая к вульгарности, которая так часто портит, особенно наши фильмы с комедийными претензиями. Поддерживается и спасается искусным мастерством двух главных актеров".

Прохвосты / Пройдохи / I Tartassati / Fripouillard et Cie. Италия-Франция, 1959. Режиссер Стено. Сценаристы: Альдо Фабрици, Роберто Джанвити, Руджеро Маккари, Витторио Мец, Стено, Жан Ален, Клод Лаб. Актеры: Тото, Альдо Фабрици, Луи де Фюнес, Анна Кампори, Катя Каро, Лучиано Марин, Миранда Кампа, Чиччо Барби, Марио Чекки Гори, Марио Меникони, Мариано Лауренти и др. Комедия. Премьера: 29.07.1959. Прокат в Италии: 2,4 млн. зрителей.

Хозяин магазина (Тото) пытается скрыть свои доходы от фининспектора (Альдо Фабрици)…

В отличие от комедии «Тото, Ева и запретная кисть», итальянская пресса отнеслась к «Прохвостам» весьма позитивно:

«Тото и Альдо Фабрици… исполняют уморительный дуэт в фильме, который призван развлекать и успешно справляется с этой задачей, ни разу не скатываясь в банальность. Это добродушная и часто остроумная сатира на тему налогов… Два талантливых комика невероятно смешны, а остроумный сценарий, полный оригинальных идей, постоянно сталкивает одного с другим, объединяя их соответствующие комедийные таланты» (La Stampa. 27.04.1959).

«Эта занимательная история, мастерски поставленная Стено, представляет Тото и Фабрици в роли двух очень симпатичных и рассудительных главных героев» (Il Messaggero. 10.04.1959).

«Это добрая комедия, которая в своем сатирическом анализе некоторых человеческих и социальных аспектов нашего времени приобретает жизнерадостный юмористический тон, подкрепленный остроумными замечаниями и репликами… Несмотря на некоторую продолжительность, режиссура ловкая и плавная, а игра актеров эффектная и выверенная» (Segnalazioni cinematografiche. 45. 1959).

«Веселая история развивается с забавными поворотами сюжета, но еще больше – с обилием диалогов, обусловленных постоянным столкновением противоборствующих сторон, героев очень длинных, но часто занимательных и смешных дуэтов. В финале комедия погружается в пафос. … Тото и Фабрици, оба полностью отдавшиеся своим ролям, несут на себе почти всю тяжесть сюжета… Режиссура Стено полностью достигает своей цели» (Il Tempo. 11.04.1959).

«Тото и Фабрици, слишком часто предоставленные сами себе, создают уморительный дуэт, но чаще всего склонны переигрывать. Создается впечатление, что они в основном импровизируют… Однако у двух комиков слишком много индивидуальности и мастерства, чтобы не показать достойное выступление и на этот раз» (Il Popolo. 12.04.1959).

Кинокритик Клаудио Дж. Фава (1929-2014) писал, что в «Прохвостах» «Стено, обладающий комедийным талантом и проницательным режиссерским мастерством, часто хитро снимает фильмы, которые, даже без больших амбиций, могли бы стать небольшими, добродушными свидетельствами современных итальянских обычаев и которые никогда не выходят за рамки водевильного скетча. … Фильм имеет достойное содержание, не прибегая к вульгарности, которая так часто портит, особенно наши фильмы с комедийными претензиями. Поддерживается и спасается древним и искусным мастерством двух главных актеров, которые обладают опытом, позволяющим им в одиночку поддерживать сценарий и режиссуру» (Fava, 1959).

С ним был полностью согласен писатель и кинокритик Лео Пестелли (1909-1976): «Фильм достигает своей главной цели: развлекает зрителей комедией, вдохновленной вездесущей темой налогов и уравновешенной двуличной сатирой, которая добродушно затрагивает закон и его уклоняющихся от уплаты налогов. … Привлечение двух высококлассных комиков, Тото и Альдо Фабрици, обеспечило шоу, которое, хотя и не всегда тонкое или странное, тем не менее, живое и занимательное» (Pestelli, 1959).

Журналист, кинокритик и писатель Артуро Ланочита (1904-1983) писал, что этот фильм «представляет собой перепалку, которая временами прерывается, чтобы тут же возобновиться. Только два таких талантливых актера, как Фабрици или Тото, могли сделать иначе статичную ситуацию настолько напряженной и динамичной. … Благодаря Фабрици и Тото, фильм доставляет удовольствие и порой заслуживает смеха» (Lanocita, 1959).

Спустя десяток лет кинокритик Джузеппе Сибилла также дал в целом положительную оценку это комедии: «История с несколько перегруженными человеческими подтекстами, мирная и предсказуемая до такой степени, что, по крайней мере, половина её построена на игре актёра, всегда открытого и искреннего, как Фабрици. … Таким образом, фильм предоставляет прекрасную возможность познакомиться с двумя выдающимися комедийными личностями… Более доступны, даже более предсказуемы качества Фабрици, уже полностью раскрытые в его маске: народная ирония и мудрость, неожиданность и внезапные переосмысления, взгляд на реальность, который, выходя за рамки комедийных приключений, часто забывает об аутентичном юморе, чтобы обратиться к меланхолии, завершающейся объятиями и слезами… Что касается Тото, то его комедия имела другие корни. Он не наслаждался риторикой и распущенностью, а их отрицанием; она была острой и горькой, отрицая «добрые чувства» вместо того, чтобы культивировать их. Он тоже часто сбивался с пути из-за собственных ошибок, но больше, чем сценаристы и режиссеры, в своем стремлении к мелодраме он ограничивал свободу своего творчества, словно стыдясь ее. Или же позволял себе выйти за рамки дозволенного, скатившись к вульгарному и неоправданному шутовству. Однако трудно не заметить в его самых непринужденных фильмах искру, проблеск, который хотя бы намекал на ценность подобного опыта, если бы он так часто не был скомпрометирован изнурительной рутиной формулы» (Sibilla, 1968).

Позитивная оценка комедии «Прохвосты» сохранилась и в рецензиях итальянских киноведов и кинокритиков в XXI веке:

«Сценарий искусно вплетает элементы политической сатиры» (Zappoli, 2025).

«Сценарий создан специально для двух великих актеров и содержит заметные отсылки к обычаям той эпохи; диалоги уморительны, а режиссура самого Стено усиливает комедийный эффект фильма» (Davinotti, 2008).

«Ключевым аспектом является выбор Тото (он сотрудничал со Стено четырнадцать раз: ещё одна тема, заслуживающая анализа), который наконец-то может раскрыть правдивую историю. … «Прохвосты» представляют собой один из редких случаев, когда он может рассчитывать на прочную сценарную основу» (Ciofani, 2018).

Понятно, что дуэт Тото (1898-1967) и Альдо Фабрици (1905-1990) в «Прохвостах» должен был напомнить зрителям об их же дуэте в комедии Стено и Моничелли «Полицейские и воры» (1951).

И тут, и там сталкиваются страж Закона и мелкий жулик, конфликт которых также разрешается добродушным взаимопониманием.

Правда, исходя из требований итало-французского кинопроизводства этот дуэт в «Прохвостах» превратился в трио: Луи де Фюнес (1914-1983) в роли налогового консультанта (и по совместительству тоже жулика) частенько привлекает больше зрительского внимания, чем его партнеры.

Однако, как мне кажется, «Прохвосты» все-таки уступают «Полицейским и ворам» – как по динамике развития сюжета, так и по комедийности ситуаций и диалогов…

Киновед Александр Федоров, 2026 год